Дамир Мухетдинов VS Гейдар Джемаль: два взгляда на будущее мусульманского сообщества в России
01 ноября 2007
Дамир Мухетдинов VS Гейдар Джемаль: два взгляда на будущее мусульманского сообщества в России
Предлагаем вашему вниманию содержание дискуссии между директором Издательского дома «Медина» и исполнительным директором фонда им. Имама Абу Ханифы Дамиром Мухетдиновым и председателем Исламского комитета России Гейдаром Джемалем, которая состоялась в прямом эфире русской службы радио «БиБиСи» в передаче «Утро на БиБиСи» 1 ноября 2007 г. Ведущая — корреспондент русской службы «БиБиСи» Анна Дементьева.
А. Д. Сегодня в российской столице откроется всероссийская мусульманская конференция под интересным названием «Мусульмане России — с Богом за Родину в мир хай-тек». Наш гость сегодня — организатор этой конференции руководитель фонда имени Имама Абу Ханифы Дамир хазрат Мухетдинов и также на прямой связи с нашей студией председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
Дамир, с добрым утром, прежде вас хочу спросить — необычный лозунг, похож на лозунг «За веру, царя и отечество», но тут еще появляется хай-тек почему то. Высокие технологии что-то меняют в образе жизни настоящего мусульманина и в образе его мыслей.
Д. М. Доброе утро. Я хочу сказать, когда оргкомитет обсуждал название нынешней конференции, мы поняли — то состояние, в котором пребывают российские мусульмане, такая вялость, можно назвать таким словом хайло: когда нет единой структуры, единого вектора развития мусульманских организаций, нет единой канонической и духовной структур, поэтому хай-тек в данном случае не только новые технологии, а все самое современное, передовое, что наработала цивилизация, что наработали мусульмане в других странах и представляют это как совершенно интересный продукт, с которым российским мусульманам нужно ознакомиться и внедрить в свою жизнь.
А. Д. Какую то другую страну вы готовы взять как образец для подражания?
Д. М. Я хочу сказать что в Европе на сегодняшний день ислама гораздо больше, чем во многих мусульманских странах. Об этом говорят крупные исследователи и сами мусульмане, которые проживают в Европе. К сожалению, в арабских странах, где мусульман много но ислама там не всегда много, а в Европе наоборот — не всегда много мусульман, но ислама там гораздо больше.
А. Д. Г-н Джемаль мне слышится в рассказе организатора конференции некое стремление укрепить вертикаль власти среди российских мусульман, правильно ли я понимаю?
Г. Дж. Вероятно, я бы сказал что сегодня у мусульман гораздо больше проблем в плане гражданского общества и защиты их прав и прежде всего следует обратить внимание на Кавказ в этом отношении. Я думаю, что слова уважаемого Дамир хазрата о том, что мусульмане России вялые, касаются, вероятно, не всей территории нашей страны, потому что на Кавказе население достаточно активно, молодежь выступает за модернизацию общества, против коррумпированных бюрократических элит так называемых. это приводит к тому, что руководство северокавказских республик развязало буквально войну против собственного народа сотни молодых людей подвергаются арестам, подвергаются ложным обвинениям, осуждаются, многие из них исчезают, пропадают без вести. Сегодня мусульманская община России не то что может выступить гарантом гражданского общества, она сама нуждается в том, чтобы кто-то гарантировал ее безопасность. Поэтому, наверное, такая формулировка, по поводу которой собирается сегодняшний форум, звучит излишне оптимистично и как бы очень многие проблемы остались за кадром.
А. Д. Господин Мухетдинов, вы слышали мнение главы исламского комитета России, что есть у мусульман в России проблемы, во-первых, посерьезнее, а во-вторых именно активные мусульмане подвергаются преследованиям со стороны властей на Кавказе. Как же тогда быть с богом за Родину?
Д. М. Я думаю, что Мусульмане России, слава Богу, не подвергаются преследованиям, подвергаются преследованиям радикалы, экстремисты и те люди, которые неправильно формируют свои взгляды и представления об истинном кораническом исламе. И то, что мы говорим, что на Кавказе активные мусульмане — да, но их активность не всегда проявляется в нужных местах и в нужном направлении. Ведь если мы начинаем громить, если мы начинаем нарушать порядок, который заповедован священным Кур’аном и установленный Господом Богом, это не есть ислам и это не есть настоящее проявление мусульманского этикета.
Я думаю, что ислам сейчас не нуждается в некой гарантии безопасности, потому что ислам мировая религия, она не нуждается в защите, потому что ее защищает сам Всевышний Господь Бог. Недавно мы приехали из Чечни, вместе с уважаемым Гейдаром Джемалем, мы видели, что президент республики, наоборот, способствует развитию российского ислама и ислама в Чечне, я не думаю, что там кто-то преследуется, я не думаю, что там есть какие то проблемы с молодежью. Молодежь нужно воспитывать, поток ее энергии направлять в созидательное русло.
А. Д. Но, позвольте, кто сейчас для российских мусульман будет определять истинность голосования Корана. Когда приезжают люди из арабских стран говорят «вот — ваххабиты».
Д. М. Из арабских стран уже давно никто не приезжает. Это вам наверное это известно. Кто определяет истинность исламского вероучения — то для этого есть наши структуры — есть Совет муфтиев России, есть органы, печатные издания, которые консолидированно пытаются отстоять исламское вероубеждение, мусульманскую акыйду. Разные точки зрения они всегда были и будут, но и одним из главных постулатов, который мы выдвигаем на форуме — это создание общероссийского совета улемов — совета-органа коллективного разума который объединил бы всю социально активную, грамотную молодежь, бизнес российских мусульман.
А. Д. Господин Джемаль, вы имели ввиду Чечню, когда говорили о том, что на Кавказе молодые мусульмане подвергаются преследованиям за свою веру или другие республики.
Г. Дж. Как ни странно, в первую очередь, нет. Наверное это скорее Ингушетия. И не думаю, что режим господина Зязикова это тот самый режим и тот самый порядок, который установлен Богом и который защищается Священном Коране. И не думаю, что Священный Коран требует от мусульман почтительности в отношении режимов подобных зязиковскому и подобно тому, который существует в Дагестане, где много лет царит полицейских произвол. Или тот, который царит, допустим, в Кабарде, где милиционеры позволяют себе абсолютно наглые, провокационные действия в отношении мусульманок, носящих хиджаб — это один из так сказать наиболее слабых и мягких примеров. Я думаю, что господин Мухетдинов в данном случае стремится как бы загладить очевидные вещи, которые вылезают, которые бросаются глаза и которые обсуждаются даже не мусульманами, не стоящими на ангажированных позициях, а уж мусульманам вообще не пристало закрывать глаза на эти вещи.
А. Д. Господин Мухетдинов, вы считаете перспективным путь сотрудничества с властью которая отнюдь не присягала на верность Корану и в общем то до сих пор довольно таки индифферентно относилась к мусульманскому сообществу.
Д. М. Еще в 13 веке великий шейх имам ибн Таймия сказал, если мусульмане проживают в немусульманском государстве, и власти не препятствуют исповеданию ислама, строительству мечетей, строительству медресе, чтению намаза, то эта власть — установлена Богом и ей нужно подчиняться.
А. Д. А если препятствует?
Д. М. А если препятствует, то эту власть нужно направлять, нужно за них молиться, но исламская акыда говорит: «И мы не рассматриваем вооруженные восстания против власти, потому что власть — это вещь сакральная». В священных преданиях говорится: «Лучше день несправедливой власти, чем 60 лет безвластия». Поэтому когда уважаемый Гейдар Джемаль говорит про Кабарду, про хиджабы, вы знаете, у меня в Нижнем Новгороде учатся ребята из этих республик, они из Кабарды. Я интересовался у них о тех событиях, которые происходили в Нальчике: почему молодежь принимает участие в таких экстремистских подчас вылазках и хотел услышать от молодого человека, который близок к Духовному управлению мусульман Кабардино-Балкарии — где же суть, почему власти, как я также считал, препятствуют свободно исповедовать религии. На что молодые люди адекватные, не ангажированные, говорят — эти ребята просто имеют искаженное представление ислама. Для них ислам — это установление мини-халифата, это обязательно джихад, обязательно вооруженное сопротивление. Это ребята, революционеры, которые еще не наигрались в некоторые игрушки и сейчас пытаются установить свои порядки. Слава Богу, мне довелось четыре года жить в Саудовской Аравии, я видел как молодые ребята, будучи неправильно ориентированы, информированы и обучены изначально исламу, представляли ислам — набор ценностей несогласия со всем и вся в этом мире. Они обязательно начинали рвать фотографии, называть своих родителей и родственников кяфирами только за то, что они не читают намаз. Отголоски многих северокавказских республиках остались.
Но, думаю, надо спросить еще официальное духовенство, и аксакалов, и имамов, ведь многие, скажем большинство, из официального духовенства, которое выбрано народом, считают, что власти той же Ингушетии, Кабардино-Балкарии, притесняют ислам. Я думаю, что эта та информация, которую уважаемый Гейдар Джемаль пытается донести до общества, создать такую революция неотроцкизма: что все плохо, что все разрушается, что в России перманентные революции и конфликты Увы не так, слава Богу, в России ислам — это гарант стабильности и процветания нашего государства.
А. Д. Последний вопрос Гейдару Джемалю, вы, наверное, слышали, что говорил Дамир Мухетдинов. Гейдар Джахидович, на ваш взгляд, в России есть только два пути для мусульманина — один который обрисован организатором сегодняшней конференции — молиться за власти направлять их и мирно сосуществовать с ними, что бы они ни делали. Или то, что говорите вы или есть какой то третий путь?
Г. Дж. Вообще то, что я услышал от господина Мухетдинова это совершенно не новое, это все понятно, молодежь конечно люди горячие. Что можно сказать о судье, который запретил безобидные книги шейха Нурси, которые абсолютно не содержат в себе ничего крамольного и при этом этот суд отказался от мнения экспертов, вызывающим образом отказался вообще анализировать ситуацию, пригласил психолингвистов, которые были дипломированными атеистами? Сегодня идет охота на книги Нурси — это сделано исключительно из конъюнктурных соображений, потому что кому-то сегодня захотелось надавить на турецкий фактор, на турецкий культурный контакт с Россией, с российскими мусульманами. Это не имеет никакого отношения ни к молодежи, ни к экстремизму, ни даже к северокавказской проблеме. Это имеет общероссийский характер сегодня.
А. Д. Спасибо я вынуждена подвести черту под этой беседой. Я благодарю главу исламского комитета России Гейдара Джемаля и организатора всероссийской мусульманской конференции «Мусульмане России — с Богом за Родину в мир хай-тек» Дамир хазрата Мухетдинова. Спасибо господа.
Дамир Мухетдинов VS Гейдар Джемаль: два взгляда на будущее мусульманского сообщества в России
Предлагаем вашему вниманию содержание дискуссии между директором Издательского дома «Медина» и исполнительным директором фонда им. Имама Абу Ханифы Дамиром Мухетдиновым и председателем Исламского комитета России Гейдаром Джемалем, которая состоялась в прямом эфире русской службы радио «БиБиСи» в передаче «Утро на БиБиСи» 1 ноября 2007 г. Ведущая — корреспондент русской службы «БиБиСи» Анна Дементьева.
А. Д. Сегодня в российской столице откроется всероссийская мусульманская конференция под интересным названием «Мусульмане России — с Богом за Родину в мир хай-тек». Наш гость сегодня — организатор этой конференции руководитель фонда имени Имама Абу Ханифы Дамир хазрат Мухетдинов и также на прямой связи с нашей студией председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
Дамир, с добрым утром, прежде вас хочу спросить — необычный лозунг, похож на лозунг «За веру, царя и отечество», но тут еще появляется хай-тек почему то. Высокие технологии что-то меняют в образе жизни настоящего мусульманина и в образе его мыслей.
Д. М. Доброе утро. Я хочу сказать, когда оргкомитет обсуждал название нынешней конференции, мы поняли — то состояние, в котором пребывают российские мусульмане, такая вялость, можно назвать таким словом хайло: когда нет единой структуры, единого вектора развития мусульманских организаций, нет единой канонической и духовной структур, поэтому хай-тек в данном случае не только новые технологии, а все самое современное, передовое, что наработала цивилизация, что наработали мусульмане в других странах и представляют это как совершенно интересный продукт, с которым российским мусульманам нужно ознакомиться и внедрить в свою жизнь.
А. Д. Какую то другую страну вы готовы взять как образец для подражания?
Д. М. Я хочу сказать что в Европе на сегодняшний день ислама гораздо больше, чем во многих мусульманских странах. Об этом говорят крупные исследователи и сами мусульмане, которые проживают в Европе. К сожалению, в арабских странах, где мусульман много но ислама там не всегда много, а в Европе наоборот — не всегда много мусульман, но ислама там гораздо больше.
А. Д. Г-н Джемаль мне слышится в рассказе организатора конференции некое стремление укрепить вертикаль власти среди российских мусульман, правильно ли я понимаю?
Г. Дж. Вероятно, я бы сказал что сегодня у мусульман гораздо больше проблем в плане гражданского общества и защиты их прав и прежде всего следует обратить внимание на Кавказ в этом отношении. Я думаю, что слова уважаемого Дамир хазрата о том, что мусульмане России вялые, касаются, вероятно, не всей территории нашей страны, потому что на Кавказе население достаточно активно, молодежь выступает за модернизацию общества, против коррумпированных бюрократических элит так называемых. это приводит к тому, что руководство северокавказских республик развязало буквально войну против собственного народа сотни молодых людей подвергаются арестам, подвергаются ложным обвинениям, осуждаются, многие из них исчезают, пропадают без вести. Сегодня мусульманская община России не то что может выступить гарантом гражданского общества, она сама нуждается в том, чтобы кто-то гарантировал ее безопасность. Поэтому, наверное, такая формулировка, по поводу которой собирается сегодняшний форум, звучит излишне оптимистично и как бы очень многие проблемы остались за кадром.
А. Д. Господин Мухетдинов, вы слышали мнение главы исламского комитета России, что есть у мусульман в России проблемы, во-первых, посерьезнее, а во-вторых именно активные мусульмане подвергаются преследованиям со стороны властей на Кавказе. Как же тогда быть с богом за Родину?
Д. М. Я думаю, что Мусульмане России, слава Богу, не подвергаются преследованиям, подвергаются преследованиям радикалы, экстремисты и те люди, которые неправильно формируют свои взгляды и представления об истинном кораническом исламе. И то, что мы говорим, что на Кавказе активные мусульмане — да, но их активность не всегда проявляется в нужных местах и в нужном направлении. Ведь если мы начинаем громить, если мы начинаем нарушать порядок, который заповедован священным Кур’аном и установленный Господом Богом, это не есть ислам и это не есть настоящее проявление мусульманского этикета.
Я думаю, что ислам сейчас не нуждается в некой гарантии безопасности, потому что ислам мировая религия, она не нуждается в защите, потому что ее защищает сам Всевышний Господь Бог. Недавно мы приехали из Чечни, вместе с уважаемым Гейдаром Джемалем, мы видели, что президент республики, наоборот, способствует развитию российского ислама и ислама в Чечне, я не думаю, что там кто-то преследуется, я не думаю, что там есть какие то проблемы с молодежью. Молодежь нужно воспитывать, поток ее энергии направлять в созидательное русло.
А. Д. Но, позвольте, кто сейчас для российских мусульман будет определять истинность голосования Корана. Когда приезжают люди из арабских стран говорят «вот — ваххабиты».
Д. М. Из арабских стран уже давно никто не приезжает. Это вам наверное это известно. Кто определяет истинность исламского вероучения — то для этого есть наши структуры — есть Совет муфтиев России, есть органы, печатные издания, которые консолидированно пытаются отстоять исламское вероубеждение, мусульманскую акыйду. Разные точки зрения они всегда были и будут, но и одним из главных постулатов, который мы выдвигаем на форуме — это создание общероссийского совета улемов — совета-органа коллективного разума который объединил бы всю социально активную, грамотную молодежь, бизнес российских мусульман.
А. Д. Господин Джемаль, вы имели ввиду Чечню, когда говорили о том, что на Кавказе молодые мусульмане подвергаются преследованиям за свою веру или другие республики.
Г. Дж. Как ни странно, в первую очередь, нет. Наверное это скорее Ингушетия. И не думаю, что режим господина Зязикова это тот самый режим и тот самый порядок, который установлен Богом и который защищается Священном Коране. И не думаю, что Священный Коран требует от мусульман почтительности в отношении режимов подобных зязиковскому и подобно тому, который существует в Дагестане, где много лет царит полицейских произвол. Или тот, который царит, допустим, в Кабарде, где милиционеры позволяют себе абсолютно наглые, провокационные действия в отношении мусульманок, носящих хиджаб — это один из так сказать наиболее слабых и мягких примеров. Я думаю, что господин Мухетдинов в данном случае стремится как бы загладить очевидные вещи, которые вылезают, которые бросаются глаза и которые обсуждаются даже не мусульманами, не стоящими на ангажированных позициях, а уж мусульманам вообще не пристало закрывать глаза на эти вещи.
А. Д. Господин Мухетдинов, вы считаете перспективным путь сотрудничества с властью которая отнюдь не присягала на верность Корану и в общем то до сих пор довольно таки индифферентно относилась к мусульманскому сообществу.
Д. М. Еще в 13 веке великий шейх имам ибн Таймия сказал, если мусульмане проживают в немусульманском государстве, и власти не препятствуют исповеданию ислама, строительству мечетей, строительству медресе, чтению намаза, то эта власть — установлена Богом и ей нужно подчиняться.
А. Д. А если препятствует?
Д. М. А если препятствует, то эту власть нужно направлять, нужно за них молиться, но исламская акыда говорит: «И мы не рассматриваем вооруженные восстания против власти, потому что власть — это вещь сакральная». В священных преданиях говорится: «Лучше день несправедливой власти, чем 60 лет безвластия». Поэтому когда уважаемый Гейдар Джемаль говорит про Кабарду, про хиджабы, вы знаете, у меня в Нижнем Новгороде учатся ребята из этих республик, они из Кабарды. Я интересовался у них о тех событиях, которые происходили в Нальчике: почему молодежь принимает участие в таких экстремистских подчас вылазках и хотел услышать от молодого человека, который близок к Духовному управлению мусульман Кабардино-Балкарии — где же суть, почему власти, как я также считал, препятствуют свободно исповедовать религии. На что молодые люди адекватные, не ангажированные, говорят — эти ребята просто имеют искаженное представление ислама. Для них ислам — это установление мини-халифата, это обязательно джихад, обязательно вооруженное сопротивление. Это ребята, революционеры, которые еще не наигрались в некоторые игрушки и сейчас пытаются установить свои порядки. Слава Богу, мне довелось четыре года жить в Саудовской Аравии, я видел как молодые ребята, будучи неправильно ориентированы, информированы и обучены изначально исламу, представляли ислам — набор ценностей несогласия со всем и вся в этом мире. Они обязательно начинали рвать фотографии, называть своих родителей и родственников кяфирами только за то, что они не читают намаз. Отголоски многих северокавказских республиках остались.
Но, думаю, надо спросить еще официальное духовенство, и аксакалов, и имамов, ведь многие, скажем большинство, из официального духовенства, которое выбрано народом, считают, что власти той же Ингушетии, Кабардино-Балкарии, притесняют ислам. Я думаю, что эта та информация, которую уважаемый Гейдар Джемаль пытается донести до общества, создать такую революция неотроцкизма: что все плохо, что все разрушается, что в России перманентные революции и конфликты Увы не так, слава Богу, в России ислам — это гарант стабильности и процветания нашего государства.
А. Д. Последний вопрос Гейдару Джемалю, вы, наверное, слышали, что говорил Дамир Мухетдинов. Гейдар Джахидович, на ваш взгляд, в России есть только два пути для мусульманина — один который обрисован организатором сегодняшней конференции — молиться за власти направлять их и мирно сосуществовать с ними, что бы они ни делали. Или то, что говорите вы или есть какой то третий путь?
Г. Дж. Вообще то, что я услышал от господина Мухетдинова это совершенно не новое, это все понятно, молодежь конечно люди горячие. Что можно сказать о судье, который запретил безобидные книги шейха Нурси, которые абсолютно не содержат в себе ничего крамольного и при этом этот суд отказался от мнения экспертов, вызывающим образом отказался вообще анализировать ситуацию, пригласил психолингвистов, которые были дипломированными атеистами? Сегодня идет охота на книги Нурси — это сделано исключительно из конъюнктурных соображений, потому что кому-то сегодня захотелось надавить на турецкий фактор, на турецкий культурный контакт с Россией, с российскими мусульманами. Это не имеет никакого отношения ни к молодежи, ни к экстремизму, ни даже к северокавказской проблеме. Это имеет общероссийский характер сегодня.
А. Д. Спасибо я вынуждена подвести черту под этой беседой. Я благодарю главу исламского комитета России Гейдара Джемаля и организатора всероссийской мусульманской конференции «Мусульмане России — с Богом за Родину в мир хай-тек» Дамир хазрата Мухетдинова. Спасибо господа.