От редакции. 2 сентября не стало Артура Медведева, главного редактора традиционалистского альманаха «Волшебная Гора» и «Философской газеты».
* * *
Артур Медведев был удивительным явлением. Этого человека без всякого преувеличения можно назвать продюсером традиционализма. Он стал своеобразной точкой сборки, сделавшей возможным развитие российского традиционализма. Будучи человеком скромным, хотя и глубоко и остро чувствующим и думающим, он никогда не претендовал на, скажем так, учительство. То есть, он не выступал с каким-то посланием. На базе «Волшебной горы», на базе издаваемой им «Философской газеты», в которой, кстати, был опубликован мой первый курс лекций, позднее вошедший в книгу «Революция пророков», он давал возможность проявиться в России довольно чуждому для нее феномену — традиционализму в классическом, академическом, школьном плане. И при этом там не было никакой избирательности и партийности: в его журнале, в его газете писали и православные традиционалисты, и исламские традиционалисты, и просто академические исследователи того, что называется символизмом и герметизмом. Благодаря этому журналу была очень высоко поднята планка требований к подбору авторов, к переводам, к собственно российским сочинениям. На протяжение многих лет «Волшебная гора» являлась школой традиционалистского интеллектуализма.
В этом плане я могу сравнить проекты Артура только с деятельностью «Арктогеи», основанной в конце 80-х или в начале 90-х годов Александром Дугиным. Но тут можно отметить, что Дугин — это популяризатор сугубо геноновской школы, геноновского подхода. По крайней мере так было в первые 5-7 лет деятельности «Арктогеи». «Волшебная гора» же — это гораздо более широкое явление, там переводился Анри Корбен, переводились другие достаточно редкие авторы, там писали люди о символизме креста и свастики, о шиитской доктрине имамов, писали представители старообрядческой аскезы и многие, многие другие. В этом смысле можно сказать, что «Волшебная гора» была своеобразной академией духа. И, конечно, уход от нас Артура Медведева это тяжелая потеря для — я не хочу говорить культурного, мне не нравится это слово — интеллектуального пространства России.
Издания Артура Медведева — это пример, они являют собой эпоху в истории России 90-х — начала 2000-х годов. И все это делалось им на фоне ужасающей культурной деградации, на фоне распада единой мировоззренческой системы советского времени. Можно сказать, что «Волшебная гора» как бы высилась посреди всеобщего хаоса сознания, представлявшего собой невиданную доселе окрошку из неоспиритуализма, предрассудков, плохо услышанного и неверно понятого шаманизма и прочих обрывков древних учений.
Продюсер традиционализма
Умирает эпоха
Гейдар Джемаль
От редакции. 2 сентября не стало Артура Медведева, главного редактора традиционалистского альманаха «Волшебная Гора» и «Философской газеты».
* * *
Артур Медведев был удивительным явлением. Этого человека без всякого преувеличения можно назвать продюсером традиционализма. Он стал своеобразной точкой сборки, сделавшей возможным развитие российского традиционализма. Будучи человеком скромным, хотя и глубоко и остро чувствующим и думающим, он никогда не претендовал на, скажем так, учительство. То есть, он не выступал с каким-то посланием. На базе «Волшебной горы», на базе издаваемой им «Философской газеты», в которой, кстати, был опубликован мой первый курс лекций, позднее вошедший в книгу «Революция пророков», он давал возможность проявиться в России довольно чуждому для нее феномену — традиционализму в классическом, академическом, школьном плане. И при этом там не было никакой избирательности и партийности: в его журнале, в его газете писали и православные традиционалисты, и исламские традиционалисты, и просто академические исследователи того, что называется символизмом и герметизмом. Благодаря этому журналу была очень высоко поднята планка требований к подбору авторов, к переводам, к собственно российским сочинениям. На протяжение многих лет «Волшебная гора» являлась школой традиционалистского интеллектуализма.
В этом плане я могу сравнить проекты Артура только с деятельностью «Арктогеи», основанной в конце 80-х или в начале 90-х годов Александром Дугиным. Но тут можно отметить, что Дугин — это популяризатор сугубо геноновской школы, геноновского подхода. По крайней мере так было в первые 5-7 лет деятельности «Арктогеи». «Волшебная гора» же — это гораздо более широкое явление, там переводился Анри Корбен, переводились другие достаточно редкие авторы, там писали люди о символизме креста и свастики, о шиитской доктрине имамов, писали представители старообрядческой аскезы и многие, многие другие. В этом смысле можно сказать, что «Волшебная гора» была своеобразной академией духа. И, конечно, уход от нас Артура Медведева это тяжелая потеря для — я не хочу говорить культурного, мне не нравится это слово — интеллектуального пространства России.
Издания Артура Медведева — это пример, они являют собой эпоху в истории России 90-х — начала 2000-х годов. И все это делалось им на фоне ужасающей культурной деградации, на фоне распада единой мировоззренческой системы советского времени. Можно сказать, что «Волшебная гора» как бы высилась посреди всеобщего хаоса сознания, представлявшего собой невиданную доселе окрошку из неоспиритуализма, предрассудков, плохо услышанного и неверно понятого шаманизма и прочих обрывков древних учений.
04.09.09 20:01
http://www.russ.ru/layout/set/print/Mirovaya-povestka/Prodyuser-tradicionalizma