Меня часто спрашивают: «Является ли название «Политический Ислам» тавтологичным как «масло масляное?». Вопрос хороший. Действительно, Ислам не может быть «вне политики». Собственно никакая традиция не стоит вне политики. У язычников духовный авторитет «окормляет» светскую власть. В религиях Откровения пророки бросают вызов этой «симфонии» церкви и государства как категорической лжи. Нет пророка, который бы поддерживал существующий порядок. Поэтому пророческая традиция есть не просто политика, но политика революционная. Ислам, разумеется, как последнее Откровение — это максимизация политики от имени Всевышнего. Это прямая конфронтация с мировым порядком в его последних основаниях.
Однако понимание этого сильно затемнено в исламском мире на протяжении последних трехсот лет. Наиболее серьёзным ударом по политическому содержанию Ислама нанёс Османский халифат, превратив Ислам в «государственную религию», и, создав клерикальную бюрократию. Фактически, это стало триумфом восстановленного византизма, дух которого совершенно чужд и отвратителен Исламу. Византизм — это то, что у Достоевского в «Братьях Карамазовых» брат Иван в своей теологической статье называет «цезаропапизм». Исламу чужды все эти языческие вариации на тему кесарей и первосвященников. Это человеческая обслуга «Великого Существа», то есть, попросту говоря, Иблиса.
Мусульманский мир не сразу пришёл к такому уровню декаданса, который мы находим у поздних османов. В гораздо более цветущий период ранних Аббасидов мы находим понятие «сийаса» — политика, как предмет заботы «исламских правителей». Сегодня мусульмане употребляют слово «сийаса» как нормальный эквивалент слову «политика». Но генезис этого арабского слова иной. Первоначальное значение «сийаса» — уход за лошадьми. «Сайс» — это конюх. «Исламский правитель» сравнивал себя с конюхом, а народ с лошадью. Примерно то же, что пастух и стадо. В этом движении смыслов Ислам перечёркнут. Аллах повелевает в Святом Коране: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и ТЕМ ИЗ ВАС, КТО ОБЛАДАЕТ АМР». Отдельный вопрос, что есть «амр», который неправомерно переводят как «власть». Но в данном случае следует обратить внимание на слова: «тем из вас (самих)». Речь идет о том, что обладатели «амр» должны быть членами джамаата — братьями. Если амир позиционирует себя как конюха или пастуха, а те кто за ним следуют как «скотину», то это впадение в политическую джахилию. Подчёркиваю, что мышление такого типа поразило правящие круги мировой уммы на самом раннем этапе. Можно считать, что с момента актуализации понятия «сийаса» наступил кризис и коллапс политического содержания Откровения.
Поэтому, когда сегодня произносится сочетание слов «политический Ислам», речь идёт об определённой декларации. Во-первых, это отмежевание от всех форм пантеизма, даже намеков на него. Стало быть, это решительное размежевание со всяким и всяческим суфизмом. Суфии говорят: «уста шейха возле уха правителя». Ислам был ниспослан в этот мир гнета для того, чтобы давить как тараканов таких нашёптывателей и тех, кому нашёптывают.
Далее, «политический Ислам» есть указание на то, что «алимы» не являются в Исламе ведущей силой. Дело алима тихо себе изучать вопросы и давать комментарий, когда его спрашивают. Нигде, ни в Святом Коране, ни в достоверной Сунне мы не находим упоминания алимов как отдельной корпорации, имеющей право на власть. Кроме того, субъект, позиционирующий себя как «знающего», тем самым не соответствует кораническому определению «минкум». То есть, такой «знающий» субъект уже не «из нас самих». Он стоит особняком, как отдельная категория. Стало быть, он не может требовать повиновения. Он может только давать рекомендации. Далее, отодвинув в сторону шейхов и алимов, политический Ислам отодвигает и любых правителей, которые явились невесть откуда. То ли это племенные вожди, заделавшиеся королями, то ли амбициозные офицеры, совершившие переворот. Потом они могут уверять, что у них «амр», но они не «из нас самих». Выскочки из старой знати, либо из армейских казарм, либо из масонских лож не имеют право на власть в Исламе. Лидеры являются братьями, которых выдвигает джамаат в консолидированном согласии.
Таким образом, «сийаса» в первоначальном значении слова как уход конюха за лошадью, перечёркивается понятием «политический Ислам». Вот почему это выражение — не «масло масляное», а восстановление того изначального смысла, который подвергается сознательному или бессознательному выкорчёвыванию уже более тысячи лет.
Меня часто спрашивают: «Является ли название «Политический Ислам» тавтологичным как «масло масляное?». Вопрос хороший. Действительно, Ислам не может быть «вне политики». Собственно никакая традиция не стоит вне политики. У язычников духовный авторитет «окормляет» светскую власть. В религиях Откровения пророки бросают вызов этой «симфонии» церкви и государства как категорической лжи. Нет пророка, который бы поддерживал существующий порядок. Поэтому пророческая традиция есть не просто политика, но политика революционная. Ислам, разумеется, как последнее Откровение — это максимизация политики от имени Всевышнего. Это прямая конфронтация с мировым порядком в его последних основаниях.
Однако понимание этого сильно затемнено в исламском мире на протяжении последних трехсот лет. Наиболее серьёзным ударом по политическому содержанию Ислама нанёс Османский халифат, превратив Ислам в «государственную религию», и, создав клерикальную бюрократию. Фактически, это стало триумфом восстановленного византизма, дух которого совершенно чужд и отвратителен Исламу. Византизм — это то, что у Достоевского в «Братьях Карамазовых» брат Иван в своей теологической статье называет «цезаропапизм». Исламу чужды все эти языческие вариации на тему кесарей и первосвященников. Это человеческая обслуга «Великого Существа», то есть, попросту говоря, Иблиса.
Мусульманский мир не сразу пришёл к такому уровню декаданса, который мы находим у поздних османов. В гораздо более цветущий период ранних Аббасидов мы находим понятие «сийаса» — политика, как предмет заботы «исламских правителей». Сегодня мусульмане употребляют слово «сийаса» как нормальный эквивалент слову «политика». Но генезис этого арабского слова иной. Первоначальное значение «сийаса» — уход за лошадьми. «Сайс» — это конюх. «Исламский правитель» сравнивал себя с конюхом, а народ с лошадью. Примерно то же, что пастух и стадо. В этом движении смыслов Ислам перечёркнут. Аллах повелевает в Святом Коране: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и ТЕМ ИЗ ВАС, КТО ОБЛАДАЕТ АМР». Отдельный вопрос, что есть «амр», который неправомерно переводят как «власть». Но в данном случае следует обратить внимание на слова: «тем из вас (самих)». Речь идет о том, что обладатели «амр» должны быть членами джамаата — братьями. Если амир позиционирует себя как конюха или пастуха, а те кто за ним следуют как «скотину», то это впадение в политическую джахилию. Подчёркиваю, что мышление такого типа поразило правящие круги мировой уммы на самом раннем этапе. Можно считать, что с момента актуализации понятия «сийаса» наступил кризис и коллапс политического содержания Откровения.
Поэтому, когда сегодня произносится сочетание слов «политический Ислам», речь идёт об определённой декларации. Во-первых, это отмежевание от всех форм пантеизма, даже намеков на него. Стало быть, это решительное размежевание со всяким и всяческим суфизмом. Суфии говорят: «уста шейха возле уха правителя». Ислам был ниспослан в этот мир гнета для того, чтобы давить как тараканов таких нашёптывателей и тех, кому нашёптывают.
Далее, «политический Ислам» есть указание на то, что «алимы» не являются в Исламе ведущей силой. Дело алима тихо себе изучать вопросы и давать комментарий, когда его спрашивают. Нигде, ни в Святом Коране, ни в достоверной Сунне мы не находим упоминания алимов как отдельной корпорации, имеющей право на власть. Кроме того, субъект, позиционирующий себя как «знающего», тем самым не соответствует кораническому определению «минкум». То есть, такой «знающий» субъект уже не «из нас самих». Он стоит особняком, как отдельная категория. Стало быть, он не может требовать повиновения. Он может только давать рекомендации. Далее, отодвинув в сторону шейхов и алимов, политический Ислам отодвигает и любых правителей, которые явились невесть откуда. То ли это племенные вожди, заделавшиеся королями, то ли амбициозные офицеры, совершившие переворот. Потом они могут уверять, что у них «амр», но они не «из нас самих». Выскочки из старой знати, либо из армейских казарм, либо из масонских лож не имеют право на власть в Исламе. Лидеры являются братьями, которых выдвигает джамаат в консолидированном согласии.
Таким образом, «сийаса» в первоначальном значении слова как уход конюха за лошадью, перечёркивается понятием «политический Ислам». Вот почему это выражение — не «масло масляное», а восстановление того изначального смысла, который подвергается сознательному или бессознательному выкорчёвыванию уже более тысячи лет.