Гейдар Джемаль: «Московский муфтият хочет распространить свое влияние на крымских татар»

26 мая 2014

Гейдар Джемаль: «Московский муфтият хочет распространить свое влияние на крымских татар»

Совет муфтиев России просит создать в Крыму мусульманский вуз. Соответствующее обращение в администрацию президента направил первый заместитель Управления мусульман европейской части России Дамир Хазрат Мухаметдинов. Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль ответил на вопросы ведущего радио новостей Бориса Блохина.

По мнению Дамира Хазрата Мухаметдинова, в Крыму необходимо создать исламский институт, который будет заниматься подготовкой духовенства. Кроме того, как заявил Мухаметдинов, учебное заведение сможет оказывать крымским татарам духовную поддержку.

— Насколько необходим такой вуз, и почему до сих пор его не было в регионе?

— Вуз всегда необходим. Чем больше вузов, тем лучше, и, конечно же, мусульманских вузов тоже. Я думаю, что муфтият воспользовался прекрасной для него ситуацией, конъюнктурой политической, складывающейся сегодня в Крыму, и хочет распространить свое присутствие, свое влияние конкретно и на крымских татар. Самый лучший способ сделать это — конечно же, создать там учебное заведение. А почему не было, я думаю, что просто до сих пор процесс возвращения, восстановления положения крымских татар на их родине шел, так сказать, явочным порядком и не был никоим образом законодательно обеспечен в Украине, поэтому, собственно говоря, не до вуза никому не было. А сейчас складывается такая обстановка, когда статус крымских татар должен быть подтвержден, и, в принципе, всякие преференции на них распространяются. Очень удачный момент, в том числе, и для вуза.

— А чему будут учить в таких заведениях?

— Как во всяких такого рода заведениях это, прежде всего, теологические дисциплины, то есть коранические науки, арабский язык, конечно, в первую очередь, то есть там достаточно такой объемный набор дисциплин.

— Но, тем не менее, для чего мусульманам религиозные учебные заведения, почему нельзя проводить все это обучение в дополнение к светскому, как вы считаете?

— В принципе, никто не мешает проводить его в дополнение к светскому, просто если есть задача выпустить уже как-то четко определенных в своем идеологическом профиле имамов мечетей, то, конечно же, в дополнение к светскому не получится. А потом, что значит «в дополнение к светскому»? То есть, допустим, светские школы, куда ходят татары вместе с русскими и украинцами, крымским населением. Каким образом там можно организовать специально для них исламское обучение? В виде пятничных каких-то отдельных занятий, что ли? Это же не воскресная школа.

— Но, с другой стороны, обучение арабскому языку, согласитесь, не является такой прерогативой мусульманского образования?

— С таким же успехом я могу у вас спросить, а зачем нужны семинарии?

— Вот и вопрос, действительно, многим дисциплинам можно обучать в светских вузах, правильно?

— Вы представьте себе... Семинария дает ту подготовку, которую невозможно организовать на светской базе. В светском вузе вы можете изучать историю религии сравнительно, написанную людьми, совершенно внешними от религиозной области. А семинарии выпускают профессиональных клерикалов, и исламский вуз тоже будет выпускать профессиональных клерикалов.

— Господин Джемаль, вопрос: если вуз все-таки будет создан, кто должен контролировать его деятельность?

— Мы же говорим об историческом процессе, а не о нравственном...

— Хорошо, кто будет контролировать?

— Кто дал эту инициативу, тот и будет, видимо. Зачем инициативы появляются? Инициативы появляются, чтобы их реализовывать, вот, видимо, муфтият московский рассчитывает, что с этой инициативой он как раз и получит под контроль себе этот вуз будущий.

kommersant.ru