Гейдар Джемаль: «Это какая-то художественная работа со спецэффектами»
В сети появилось очередное видео, на котором, как предполагается, боевики радикальной группировки «Исламское государство» (ИГ) заживо сожгли иорданского летчика Мааза аль-Кассасбеха, находившегося в плену у террористов с декабря прошлого года. Та театральная жестокость, с которой исламисты расправились с пилотом, вызвала бурное обсуждение. Может ли видеозапись с сожжением пленного быть подделкой? И кому выгодна возможная видеофальсификация? С этим вопросом «МК» обратился к председателю Исламского комитета России Гейдару ДЖЕМАЛЮ.
— Я смотрел арабские ролики, исследовавшие так называемые видеозаписи, которые выставляет ИГ, — рассказывает «МК» Джемаль. — Там был один специалист — египетский официальный палач, приведший в исполнение более ста смертных приговоров, который оценил эти ролики и сказал, что это чистый фейк, что это театральная постановка и что люди ведут себя абсолютно не так, как ведут себя даже самые крепкие перед смертью. Кроме того, эксперты обратили внимание на то, что когда показывали видеозаписи с двумя японцами, то от них падали тени в разные стороны. Это означает, что это было не на солнце, где тени бы лежали в одном направлении, а в студии, где были софиты. То есть это был свет, который дают разнонаправленные софиты, имитация.
Лично я с самого начала наблюдал за роликами с так называемыми казнями Джеймса Фоули и Стивена Сотлоффа (американских журналистов, попавших в плен к «Исламскому государству» — «МК») и других и пришел к выводу, который совпадает с выводами специалиста, что мы имеем дело с каким-то фейком. Честно говоря, в сериале «Игра престолов» более убедительные сцены казней и физических расправ, чем то, что нам показывают, хотя, в общем-то, с неплохой режиссурой и операторской работой.
— Тогда возникает естественный вопрос: кому это может быть выгодно?
— Дело в том, что даже нет уверенности, что это производит именно ИГ, а не какие-то структуры, которые за него это все выпускают. Сегодня информационное пространство настолько фальсифицировано и настолько усложнилось, что у нас нет стопроцентных гарантий... Известно, например, что знаменитые пленки Усамы бен Ладена, которые поступали в офис телеканала «Аль-Джазира», были изготовлены с помощью актеров, которые играли его. Причем, это был не один человек — их было несколько. Мы даже знаем студию, в которой все это записывалось, и это уже не секрет. Там были ошибки и в арабском языке, и в манере поведения. Об этом нет смысла говорить подробно, но тем не менее есть факт, что все известные записи Усамы бен Ладена являются фейком.
Сегодня люди в большинстве случаев относятся с каким-то слепым доверием к появляющимся материалам такого рода... Ролики выходят не с подписью, не с клеймом. Нет даже обращений конкретного представителя ИГ, который мог бы сказать — так это или не так. Даже если такие выступления есть, то они не попадают, например, к нам, в наше распоряжение, либо выходят на арабском языке. Есть знаменитое выступление Абу Бакра аль-Багдади (лидера ИГ — «МК»), очень старое. Но там его не слышно, голос его заглушен, и это единственное из того, что может быть аутентично ИГ. Все остальное — это некие постановки. Хорошо, что специалисты, посмотрев эти ролики, сказали, что все это чисто студийная вещь. Я видел, как это воспроизводится в студии — мастерами, которые делают это все, — с кровью, с ножами, с хромакеем и т. д. То есть была подробная демонстрация технологий фальсификаций, которая не оставляет сомнений в том, что мы имеем дело с постановкой. Честно говоря, я не знаю, что происходит дальше с участниками, потому что я не знаю, кто делал все это. Это могут сделать как ЦРУ, так и спецслужбы Башара Асада (президента Сирии — «МК») или еще кто-нибудь. Неизвестно, что вообще происходит.
— Иными словами, выходящие от имени ИГ ролики сделаны не по канонам обращений и видеозаписей известных террористических групп...
— Абсолютно. Это какая-то художественная работа со спецэффектами. Особенно, когда был ролик казни пленных сирийских пилотов, где их ведут согнутыми в три погибели за скованные запястья и в проходе вытаскивают ножи из специальных кувшинов, в которых эти ножи содержатся, с лязгом и свистом... Это снимается под разными углами, такая операторская работа. Потом, когда мы смотрим на их лица, на их глаза, мы видим, что эти люди, которые стоят на коленях и будто бы ждут казни, ведут себя абсолютно не так, как ведут себя люди перед смертью, в последние секунды. Даже если они очень крутые и даже если они очень невозмутимые... Там 16 человек, которые ведут себя абсолютно одинаково. Там нет даже тени различия в их модели поведения. Все что мы видим потом — выставленные головы... Нам показали, как делается такой эффект. Сейчас мы видим, как такие эффекты, например, делают сериалы, где применяются чуть ли не более убедительные технологии, чем у так называемого ИГ.
Игорь Субботин, mk.ru