Гейдар Джемаль: «Сначала националистического контекста не было»
Жители Бирюлева пытались решить с администрацией проблему безопасности в районе мирным путем переговоров. Но они были сорваны. Провокация была устроена нарочно. Так считает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
— Правильно ли называть произошедшее вчера в Бирюлево восстанием (эта характеристика вчерашнего события уже закрепилась в СМИ)?
— Я думаю, что это абсолютная фальшь и чистый симулякр. События происходили следующим образом. После трагического убийства Егора Щербакова, местные жители, родственники, соседи собрались (их было несколько десятков), чтобы выразить возмущение тем, что местная администрация игнорирует нужды конкретного района и что жить там неприятно, небезопасно. И они предъявили претензии без всякого националистического контекста к местной полиции и администрации. После этого там появились пришлые посторонние люди, которые начали провоцировать, кидать камни, бутылки, устраивать погром. Они сорвали прямое выступление местных жителей, которые ставили вопрос о качестве управления регионом, о качестве администрации, о необходимости организовать самоуправление и наладить работу народных дружин. После этого началось прибытие людей со стороны. Многие из них оказались засвеченными еще на Манежке, то есть они имеют некую полицейскую историю. Их опознали по фотографиям, то есть это было в значительной степени провокационно-постановочным. Была намерена сорвана повестка дня, которая была задана у людей, живущих проблемами своего района. Кто-то использовал трагедию Егора Щербакова для того, чтобы внедрить туда свою повестку и получить какие-то политические дивиденды на этой трагедии.
— Считаете ли вы, что то, что произошло вчера в Бирюлево — хорошо спланированная кем-то акция, особенно если учесть, что завтра — Курбан-байрам и матч Азербайджан-Россия?
— Я думаю, что, несомненно. Убийства у нас происходят постоянно, вне зависимости от конфессиональных или национальных качеств. В опасных районах, как Бирюлево, — большое количество пришлого народа, в том числе из Белоруссии, Украины, Молдавии. В них большая часть территории занята складами, людям негде ночевать, и они слоняются, создавая напряжение в пространстве. Там могут произойти любые трагические события. Но то, что это было использовано, очевидно. Кто-то кинулся на это, как на хорошо поданный мяч, чтобы использовать эту трагедию политически в преддверии Курбан-байрама. Я думаю, что эти провокации будут раскручиваться и в сам праздник. Найдутся некие элементы, готовые затеять скандал рядом с молящимися в Курбан-байрам во время праздничного намаза.
— Как вы считаете, кто мог быть инициатором?
— Очень много людей, которые причастны к властным и силовым структурам и которые сегодня борются за внутривластные клановые интересы, раскачивают лодку, чтобы кого-то подставить, на чем-то подняться. С приближением кризиса и сильного социального напряжения ситуация такова, что за всем этим будут стоять люди, имеющие властные полномочия и определенные связи и которые просто будут ловить рыбку в мутной воде. Это было, к сожалению, всегда. Просто сейчас этого будет больше.
— Каким политическим силам выгодно было спровоцировать восстание в Бирюлеве?
— Обычно демонстрация правого беспредела на улицах всегда нужна была либералам, чтобы попугать Запад возможностью ухода страны на «правый фланг» и потребовать большей поддержки для либерального крыла. Или так: для того, чтобы Россия не подвергалась применению санкций, потому что тогда может произойти «соскальзывание в фашизм» или что-нибудь подобное. И тогда, мол, вы (Запад) потеряете нашу великую страну, которая выпадет из мирового сообщества. Это такой тип шантажа. Но я не исключаю, что могут быть и другие логические цепочки. В любом случае, политтехнологи легко могут поднять N-ное количество организованных люмпенов на погром. И это будет хорошо поставленная быстрая акция, которая состоится через несколько часов после того, как был дан повод к ней.
— Почему это происходит? Каковы причины бунтов?
— Все погромы всегда происходили из-за неуверенности власти в своем будущем. И социального напряжения. Начиная с кишиневского погрома, погромов конца XIX века, все погромы были попыткой власти ответить на политическое давление снизу.
— Как решить эту проблему? Ваши предложения.
— Человеческий фактор подвержен деградации и упадку. Растет количество хаоса в среде, произвола в деятельности отдельных индивидуумов, очень силен люмпенский элемент, отсутствует дисциплина, отсутствует то, что фрейдисты называют супер-эго. Должна быть мотивация, чтобы вести себя адекватно. Сегодня страна деидеологизирована, а религия, хотя и номинально приветствуется, фактически очень жестко ограничивается и вгоняется в тесные рамки. Поэтому человек, предоставленный самому себе, превращается в такое опасное животное, в наркомана и насильника. При этом неважно, какого он происхождения и национальности. Необходимо мотивировать людей, чтобы они организовывались в такие группы и сообщества, которые поддерживают дисциплину в своей среде и прививают эту дисциплину тем, кто не хочет вести себя адекватно. То есть для этого нужно дать определенное самоуправление людям. Не только русским, которые живут у себя дома, но и тем, кто живет среди них. Они хотят подавить криминальный элемент, который может иметь к ним отношение. Такие люмпены своими криминальными действиями — убийствами, изнасилованиям — наносят колоссальный вред большим социальным группам, с которыми их потом отождествляют в чисто политических целях. Когда эти люди совершают преступления, они не думают о том, что они потом становятся козырной картой в руках манипуляторов, которые используют ее для того, чтобы дискредитировать целые национальности, целые социальные классы. Эти группы мигрантов — в широком смысле слова, пролетариев — заинтересованы в том, чтобы подавлять неустойчивый криминальный элемент из собственной среды. Власть не должна бояться давать им возможность самоорганизовываться для этой цели. Но как только люди заговорили, чтобы самоорганизоваться и начать патрулировать территорию, выставить дружинников, появились тут же провокаторы, которые все это перевели в хаос. Какой может быть после этого разговор о дружинах, когда после этого 6 омоновцев попали в больницу? Теперь уже разговор о самоуправлении, о дружинниках скомпрометирован. И понятно, кто его скомпрометировал.
— Есть ли проблема миграции в России? Как ее нужно решать?
— Само по себе количество мигрантов абсолютно неважно. Важно качество человеческого материала, и важно то, как это количество организовано. Кто его организует. Предпочтительна самоорганизация. Но я боюсь, что власть на это никогда не пойдет. Потому что она побоится предоставить возможность самоорганизации и самодисциплины не только мигрантам, но и местному российскому населению. А это был бы единственный выход.
— Как вы думаете, будут ли приняты меры, изменено законодательство, чтобы подобные случаи не происходили? Могли ли погромы насторожить руководство страны?
— Я считаю, что власть изначально точно знает, сколько мигрантов ей нужно, сколько въедет, сколько уже въехало, она ничего не боится. Не нужно думать, что она не владеет стихийными процессами, ничего неуправляемого в нашей жизни нет и быть не может. И практически все люди, которые здесь находятся на территории России, россияне ли они или они приехали из Киргизии, или они переместились из далекой Сибири в наши края, их присутствие не является новостью или неожиданностью для власти. Она уже всего испугалась, что ее могло испугать, и она соответственным образом себя и ведет.
— Прогноз, что будет дальше в ситуации с погромами в Бирюлеве...
— Все зависит от формата и масштаба кризиса, который грядет в мировом и в частности в российском плане. Этот кризис неизбежно перерастет в социально-политический. Я просто боюсь, что власть не найдет ничего лучше чем снова переводить стрелку в межнациональный конфликт по принципу «разделяй и властвуй». Или будет обеспечивать свою легитимность, натравляя одних на других.
Ольга Гетта, RB. ru