Интеллектуальный джихад Гейдара Джемаля

27 мая 2005

В мае 2005 года Гейдар Джемаль побывал в Дагестане, куда его пригласили представители городской администрации Хасавюрта. Состоялись две расширенные встречи Джемаля с журналистами: в Хасавюрте 23 мая и в Махачкале 24 мая. На обоих мероприятиях присутствовали не только сотрудники СМИ, но и верующие мусульмане, единомышленники Гейдара и просто любопытствующие.
Джемаль презентовал свою книгу «Освобождение ислама», но тематика беседы, естественно, была гораздо шире.
Публикуем отчет об этих встречах по материалам публикации в еженедельнике «Молодежь Дагестана» от 27.05.2005 (автор текста в еженедельнике — Альберт Мехтиханов)

ХАСАВЮРТ

— В очередной раз благодарен Всевышнему, по воле которого я вновь оказался в Дагестане — интереснейшем крае, где живут не менее интересные люди. Вы знаете, в Москве немало представителей духовенства, готовых поговорить об исламе, мирном, розовом, добром и пушистом, и о прочих банальностях. Но мы выступаем сторонниками подлинного ислама — политического, ислама как цивилизационного проекта, который мы, мусульмане, и должны реализовать на нашей планете.
Параллельно предпринимаются массовые попытки дискредитировать политический ислам. Это набившие оскомину разговоры о некоем «международном терроризме», которого, как я считаю, в реальности просто не существует. Неужели можно поверить в то, что сегодня на Земле может существовать некая внегосударственная могущественная организация, неподконтрольная ни одной стране, спецслужбе, вообще никому, и совершенно автономно управляемая каким-то бен Ладеном?
Это миф, поверить в который могут лишь люди, далекий от политики. Практика давно показала: за любой влиятельной организацией стоят какие-то государства, спецслужбы, политические интересы. Сказка о том, что Усама бен Ладен, сидя в пещере Афганистана, организовал синхронный налет на США нескольких самолетов (а это гигантская многослойная операция), не выдерживает никакой критики.
На самом деле, современное развитие компьютерной техники позволяет изощренным специалистам при необходимости войти в бортовые системы любого пассажирского лайнера и организовать изменение курса таким образом, что пилоты об этом узнают только в самый последний момент (приборы будут показывать прежние параметры). Очевидно и то, что за этим терактом стояли вовсе не никому не подчиняющиеся международные террористы, а вполне конкретная мощная государственная спецслужба.
— А как же бен Ладен? Он же и в том, и в ряде других случаев брал на себя ответственность за теракты — даже присылал соответствующие видеозаписи на телеканал «Аль-Джазира» (вопрос хасавюртовского журналиста).
— А что вам мешает взять на себя ответственность за что угодно и прислать видеозапись со своим «признанием» куда угодно? Я понимаю личность бен Ладена следующим образом. Скорее всего, он считает выгодным, что существует общемировое мнение о неких «международных террористах», которых он и возглавляет. Тот знаменитый теракт не только в мусульманском мире, но и во множестве других стран немало людей восприняли с нескрываемым злорадством: мол, наконец этому монстру (США) кто-то смог щелкнуть по носу.
Мотивация, цели и установки Бен Ладена при этом мне не известны. А Соединенные Штаты, благодаря этому мифу, решают собственные задачи, получая возможность вмешиваться во внутренние дела других стран. Под предлогом борьбы с этими самыми «международными террористами».
— А что предлагаете Вы?
— Предлагаю не становиться рабом чужих информационных потоков, которые в наше время существенно влияют на взгляды и мировоззрение каждого человека. Только путь ислама является той дорогой, которая способна дать человеку осмысленность и благо как в этой, так и в следующей — вечной — жизни. Это путь веры в Единственного Бога и следования Его заповедям. Это путь развития ислама в себе и в окружающем мире. Это путь распространения Слова Божьего на всей планете как единственной истины.
Другой миф, связанный с исламом, заключается в том, что эта религия с самого начала якобы распространялась мечом и огнем, через кровь и насильственное обращение. Во-первых, против такой лжи четко свидетельствуют факты: не было кровавого распространения! А во-вторых, задумайтесь сами: как это несколько тысяч арабов, только что сами ставшие мусульманами-единобожниками и отправившиеся распространять ислам в среде других народов, могли действовать насильно?! Да перед ними открылось море различных народов, миллионы людей! Византийцы, иранцы, сирийцы, среднеазиаты, народы Северной Африки, христиане, язычники и др. Что могли, спрашивается, несколько тысяч арабов сделать мечом с этой огромной массой?
А в том-то и дело, что в подавляющем большинстве случаев эти народы приняли ислам вполне добровольно, ведь это так просто — вместо сложного и надуманного догмата о Троице верить в Единого и Единственного Бога, в последнего пророка (мир ему), в последнее Священное писание. К тому же ислам нес социальную справедливость. Все люди равны перед Господом, каждый вправе зарабатывать свой кусок хлеба, как позволяют их таланты и способности (в рамках дозволенного шариатом!), но при этом богатый и обеспеченный обязан делиться с бедным и обездоленным братом по вере. И это не добровольная прихоть богатого, а религиозная обязанность — закят (обязательный налог-милостыня).
Да и какой богатый мусульманин, если он настоящий раб Господа, сможет спокойно уснуть, когда рядом умирают от голода несчастные дети его бедного собрата?
Эти и другие, простые и привлекательные (истинные — а потому и простые и привлекательные), идеи распространялись за пределами арабского мира с нарастающей скоростью, и вскоре вера в Единого Бога господствовала на территории от Атлантического океана до границ Китая. Часть китайцев также приняла ислам.
— А сейчас?
— Сейчас, когда мы получили возможность исламского призыва, происходят удивительные вещи. Думаю, факты, когда русские люди принимают ислам, скоро вообще станут обыденностью. Вы представьте, сколько грязи, лжи, гадостей изливается в современном мире на мусульманскую религию, а люди иных религиозных традиций находят для себя в исламе свет и смысл жизни. И это не единичные факты, а усиливающаяся тенденция! Им что, делать нечего?!
Недавно в Москве, на первомайском оппозиционном митинге, организованном КПРФ, я заметил русскую девушку в мусульманском хиджабе. Она сама подошла ко мне. Девушка сказала, что в свое время из чувства протеста против несправедливости сегодняшнего мира вступила в Компартию, но потом ознакомилась с исламскими идеями. Сейчас именно ислам определяет смысл ее жизни.
Другой факт — более сотни членов Национал-большевистской партии приняли в Москве ислам. Казалось, где НБП, а где религия Аллаха!
— Приняли вместе с Лимоновым?!
— Нет, Лимонов как раз нам не нужен, а вот в партии, в самом деле, состояло немало умных, порядочных, мужественных, думающих ребят. В НБП вначале они нашли силу, которая олицетворяла их собственное возмущение цинизмом сегодняшней жизни и власти. Но тогда они не знали системного ислама.
Понимаете, человек может не иметь академического образования, не читать умных книжек, не иметь даже сил и времени на это, но нормальный человек всегда остро чувствует, где разум и справедливость, а где им хотят помыкать, как бессловесной овечкой. В исламе люди находят комплекс идей разумной и справедливой жизни. А через веру в Единого Всемогущего Бога этот путь гарантирует вечную жизнь после Судного часа.
В исламе нет и не может быть эксплуатации человека человеком, «золотого миллиарда», который кичится своим благополучием, а в действительности строит свою власть и состоятельность на страданиях, лишениях остальных. Ислам — это религия свободного труда (в рамках шариата), но каждый представитель общины несет ответственность за общее состояние джамаата. И жировать, наживаясь на лишениях несчастных, ему не позволят совесть, вера во Всевышнего, а также исламский закон, господствующий в этом обществе.
— Но почему Вы смешиваете религию и политику? Ислам — это чистая религия, а политика — это грязь, мы все знаем! (вопрос хасавюртовской учительницы)
— Не только в политике, но и в самой нашей жизни немало грязи, не находите? Так что же — может, перестать жить? Надеюсь, вы не сводите ислам только к актам богослужения? Наверное, знаете, что ислам — это образ жизни, закон, мировоззрение, теория нашей и будущей жизни — ВСЕ, одним словом.
И то, о чем я рассказывал, нам никто не поднесет на блюдечке. Мы сами должны устанавливать этот образ жизни ежедневно и настойчиво — в себе, вокруг, в своем джамаате, стране, на всей планете. Во всяком случае, делать для этого все возможное и зависящее от нас, моля Всевышнего о поддержке.
— Пытаться, к примеру, попасть в состав Государственной Думы?
— Сегодняшняя Госдума — это орган, который утратил всяческую самостоятельность. У меня есть друг, Шамиль Султанов, который является членом фракции «Родина». Так вот, он пытается вести себя там порядочно, быть полезным гражданином, но это почти невозможно. С таким же успехом Шамиль мог бы, сидя в камере, писать умные и социально значимые материалы — до тех пор, пока надзиратель не войдет и не отберет написанное. И даст пачку чистых листов.
— Вы азербайджанец, патриот Азербайджана. Как оцениваете ситуацию в этой республике?
— Позвольте, прежде всего я — патриот ислама. И религиозное самосознание в мировоззрении любою мусульманина доминирует над национальным, если он, конечно, разобрался, что такое ислам.
Что касается жизни в Азербайджане, то я бываю там. Особо благополучной жизни населения не вижу, как и умирающих голодной смертью. О нравах общества можно судить по примеру моего близкого друга. Он, уроженец Ленкорани, еще в советские годы отправился в Ленинград поступать в оптико-механический институт. Там он оказался в не очень дружественной среде, в том числе и потому, что был инородцем и довольно скверно владел русским языком. Тем не менее, набравшись упорства и терпения, выучил русский, а затем отлично закончил учебу.
Вернулся с красным дипломом в Азербайджан, открыл там Институт лазерной оптики, рассчитывая приносить пользу родной республике. И что же? Он обнаруживает, что это никому не нужно. Созидание, честный труд, польза обществу — никто этими категориями не руководствуется. Вокруг процветает воровство, хищения, коррупция. Тогда друг уезжает в Москву, переключается на бизнес, и, будучи верующим мусульманином, сейчас пытается открыть исламский банк, который функционирует по нормам шариата. Это учреждение, кстати, так и будет зарегистрировано в Центробанке России — «Исламский банк» (аплодисменты в зале, крики «Аллаху акбар!»).
От нас, мусульман, зависит, как мы выстраиваем свою жизнь. Я был в Судане, в мусульманской стране, которая провозгласила жизнь по законам шариата. И увидел там множество местных женщин, не надевающих хиджаб, выглядящих совсем не по-мусульмански. Спрашиваю у мужчин: как же так? Они, смущаясь, отвечают, мол, не хотят заставлять своих женщин, чтобы не нарушать правила «Нет принуждения в религии».
Я им говорю: ребята, вы кое-что напутали. Знаменитый исламский принцип «Нет принуждения в религии» предполагает, что нельзя насильно обращать в ислам людей другой веры, этот принцип, если хотите, защищает свободу вероисповедания немусульман. Мусульмане же, тем более в стране, провозгласившей шариат законом, обязаны соблюдать нормы исламского права. И общество должно на этом настаивать.
Противоположную крайность обнаружил в Иране. Если женщина-иностранка там прибывает в отель, ей сразу выдают исламскую одежду и указывают на правило: все должны носить мусульманский хиджаб. Но это же абсурд! Немусульманки вовсе не обязаны носить исламскую одежду, это правило их не касается. Хиджаб — это привилегия, честь мусульманки, выделяющая ее среди остальных женщин. Зачем же навязывать его инаковерующим, которые пока не избрали для себя жизнь на пути Аллаха?!

МАХАЧКАЛА

Беседа Гейдара Джемаля с журналистами и общественностью продолжилась в Махачкале 24 мая, в конференц-зале Союза журналистов РД.

— Как Вы оцениваете состояние ислама в мире сегодня?
— Знаете, я пришел к выводу, что ислам развивается по периодам, которые можно назвать «половина Аcpa». Acp — 720 лет, «половина Асра» — 360 лет.
Первые 360 лет были периодом гигантского скачка и расцвета исламской религии. За исторически короткий миг миллионы людей стали ее приверженцами. Единственный народ, который менял свою религию в этот период, и выбрал при этом не ислам — русские. Да и то в весьма сомнительных обстоятельствах.
Однако ошибки, уклоняющие от подлинного исламского пути, были заложены уже в Аббасидском халифате. Вот почему захватчики-монголы на своих косоногих лошадках так легко опрокинули этот халифат. Они взяли Багдад (столицу), уничтожили университеты, сожгли библиотеки, разграбили города, разобрали фонтаны. Это был период другой «половины Асра». Ислам съежился, и мусульмане стали реализовывать себя в аскетизме, превратившись в этаких учителей азиатской мудрости.
Следующая «половина Асра» приходится на могущество Османского халифата. Его срок примерно равен периоду третьей «половины Асра». И заканчивается примерно 1700-м годом, когда турки не смогли взять Вену. Пошел отсчет начала их конца.
Четвертая «половина Асра» стала периодом упадка исламского мира, что успели застать и мы. XIX — XX века — время, когда ислам не играл вообще никакой роли на планете, а господствовали совсем иные силы, кстати, самые разнообразные. Но сейчас каждый разумный человек явственно ощущает грядущее возрождение ислама. Отмечу, что четвертая «половина Асра» подходит к концу. Она завершается по лунному календарю в 2020 году, а по солнечному — 2060 году. Вот эти 40 лет, на мой взгляд, и станут определяющими в истории человечества и в выборе цивилизационного пути.
— Несмотря на столь впечатляющие глобальные прогнозы, на Западе, в Европе ислам никаким авторитетом не пользуется.
— Интересно, в какой Европе вы это обнаружили? Да будет вам известно, что после вторжения американских войск в Ирак в Англии состоялись самые многочисленные демонстрации протеста с 1945 г. Рыжие англичане с веснушками стояли рядом с мусульманами и кричали: «Аллаху акбар!». Когда корреспондент газеты «Коммерсантъ» попытался выяснить, что они делают, англичане настороженно спросили у него: «А вы что, с неуважением относитесь к исламу?». После чего тот весьма неуютно почувствовал себя в этой атмосфере и попросту сбежал оттуда.
— Вы провозглашаете идеи политического ислама, носите бороду, говорите об исламской революции. Как будете «отмываться», если Вас на этом основании причислят к ваххабитам?
— Никак. Кроме того, что перед каждым намазом совершаю тахарат (омовение). (Смех в зале). К тому же в Москве пока не запрещают ваххабизм — в отличие от Дагестана. У властей хватает ума понять, что меня невозможно объявить ваххабитом.
— Как официальное духовенство Дагестана отреагировало на Ваш визит в республику?
— Пока никакой реакции не почувствовал.(кто-то в зале сообщил, что на встречу собирался прийти заместитель муфтия РД, но, к сожалению, не смог).
— Возможен ли правовой плюрализм на территории единой Российской Федерации? К примеру, установление законов шариата в регионах с мусульманским населением?
— Технически да. Но политически власть на это не пойдет, опасаясь проявления сепаратизма. И поступит, на мой взгляд, неразумно. Известно, что в США законы одного штата могут радикально отличаться от законов другого. К тому же, по мнению властей, у нас единственным гарантом целостности страны сегодня выступает единая бюрократия. Известно, что коррупция пронизывает наше чиновничество сверху донизу, взятки они берут по одним правилам, делятся снизу вверх по единой схеме. И вдруг в каких-то регионах будут установлены другие законы, да еще шариат?! Да бюрократия потеряет самое главное! (Аплодисменты, крики «Аллаху акбар!»).
— Вы говорите об утверждении исламского закона во всем мире. Но тогда Вам придется встать в очередь, ведь претендентов на это — планетарное господство — немало. Например, США.
— Тут я могу вспомнить библейский сюжет о Давиде и Голиафе (коранический аналог о Давуде и Джалуте). Голиаф был во много крат мощнее, но Давид, сосредоточив свой интеллектуальный ресурс, смог одолеть противника. Выстрел из пращи в висок великана стал лишь завершающим актом проявления превосходства Давида.
— Но сегодня нет единства в рядах самих мусульман...
— Вот мы и ратуем за это, чтобы закрыть глаза на какие-то внутренние разногласия. Ведь мы — единая община братьев по вере в Единого Бога. Известен хадис пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) о 72 заблуждающихся течениях в исламе и об одном истинном. Так вот мы и предлагаем не выискивать это одно истинное течение, а объединиться на его основе всем остальным ветвям. Политический ислам, на наш взгляд, и является таким истинным течением.
— Разве можно в религиозном смысле говорить о каком-то «политическом исламе»? Существует просто ислам, и — ВСЕ.
— В том-то и дело, что среди представителей мусульманского духовенства немало таких, кто хотел бы все свести к обрядам, отодвинув планетарные задачи на задний план. А ислам — это, прежде всего, цивилизационный проект, реализация Слова Божьего во всем мире. Поэтому мы и употребляем термин «политический ислам», дабы эта установка не была скрыта от верующих.
— А как Вы относитесь к фактам, когда мусульмане с криками «Аллаху акбар!» убивают, взрывают, совершают теракты?
— Факты, пожалуйста, конкретные факты.
— Да их множество! Палестина, Чечня, Беслан, боевики, «шахидки»...
— Что ж, давайте разбираться с каждым из этих явлений. Что касается палестинцев, то они ведут национально-освободительную войну, причем это признало и ООН. Кстати, сама идеология сионизма признана одной из разновидностей фашизма и расизма. И на сегодня в мире не осталось ни одного государства, кроме Израиля, где отношение к гражданам различалось бы в зависимости от их вероисповедания и национальности.
Беслан... А вы видели мусульман, которые творили это? Вам их показали? Вам показали какие-то трупы уже после операции, трупы, мимо которых люди проходили, сжимая нос. Если эти боевики были убиты несколько часов назад, то почему приходилось останавливать дыхание у их тел?
Все, что связано с Бесланом и рядом других «шахидских» терактов, я называю провокацией ФСБ. Иногда в это завлекались бедолаги-чеченки, не зная, что они лишь марионетки. Все дело в том, что в окружении Путина одна спецслужба борется с другой, и пока превосходство ни одной из них не выявилось. А ислам к этим играм никакого отношения не имеет.
— Ну, хорошо, но когда Шамиль Басаев и его боевики с криками «Аллаху акбар!» захватывают роддом в Буденовске или то же самое делают радуевцы в Кизляре — это вы тоже будете отрицать?
(Этот вопрос журналиста из «Нового дела» вызвал отдельные гневные реплики в зале: «А когда их, чеченцев, бомбили и убивали целыми семьями?!». В зале нарастает шум, отдельные крики, и только потом Гейдар Джемаль продолжает)
— Это были диверсионные операции — суровые и жестокие, в условиях войны. А мусульманам никогда нельзя забывать о принципе «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не переступайте»! Не переступайте — понимаете?
— Как Вы объясните тот факт, что, несмотря на такую привлекательность ислама, миллионы мусульман исламских же стран уезжают в христианский мир?
— Извините, но они эмигрируют не из «исламских стран», а из стран распространения ислама, где зачастую господствуют враждебные исламу политические режимы. И если мусульмане покидают эти страны для того, чтобы просто остаться мусульманами, можем ли мы упрекать их? О том, как преследовали политические организации мусульман в Сирии, Египте, других странах, думаю, знает каждый из нас.
— У меня множество друзей-мусульман, хотя сама я христианка, русская. Когда умерла моя мама, рядом со мной находились именно мусульмане, поддержавшие меня тогда. Но хотелось бы уточнить вот что: а какую роль Вы отводите нам, христианам, если все объявленные Вами планы, Гейдар, осуществятся? ( вопрос зам. председателя Союза журналистов РД Эммы Тыщенко)
— После того, как Слово Божье и исламская религия будут распространены по всей планете, христиане и иудеи — прямо в соответствии с исламским законом — получат право беспрепятственно исповедовать свои религии, сохранить свой образ жизни, иметь свои суды и другие социальные институты.
— Вы так красиво и интересно проповедуете политический ислам и при этом свободно передвигаетесь по всему миру. А мы, если один аят из Корана закрепим на лобовом стекле автомобиля, имеем проблемы на каждом российском посту...
— Вы сами ответили на свой вопрос: вы передвигаетесь по России, а я по — миру (смех в зале).

 

Выступление главного редактора еженедельника «Молодежь Дагестана» Гаджи Абашилова (убит 21.03.2008):
— Не во всем я могу согласиться с уважаемым Гейдаром Джемалем — прежде всего речь идет о политических акцентах, — но хорошо уже то, что люди такого масштаба имеют возможность приезжать в Дагестан, делиться с нами своими взглядами, дискутировать, отвечать на наши вопросы. Думаю, это ненормально, если в самом деле сторонники политического ислама в республике не могут открыто иметь свою позицию. Открытый диалог нередко помогает решать самые различные проблемы. Я за то, чтобы просвещенный ислам прочно прописался в Дагестане, а такие люди, как Гейдар Джемаль, регулярно бывали у нас в гостях. Думаю, что даже эта аудитория многому могла бы поучиться у него: великолепный русский язык, глубокая образованность, широта кругозора.