Запрет Корана судом Южно-Сахалинска: недомыслие или провокация?
Всю неделю не утихает история с решением Южно-Сахалинского суда, признавшего «экстремистским материалом» книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе».
В четверг в Южно-Сахалинский городской суд поступила апелляционная жалоба от представителя главы Чеченской республики Рамзана Кадырова на решение судьи Натальи Перченко. По словам представителя суда, жалоба пройдет рассмотрение «процессуальной приемлемости, соответствию Гражданскому процессуальному кодексу». Если все эти критерии соответствуют требованиям закона, она будет передана участникам процесса «к сведению и для предоставления возможных возражений». О том, что или кто стоит за решением Южно-Сахалинского суда, каковы его последствия, в том числе и на международном уровне, а также многом другом беседуем с экспертом: председателем Исламского комитета Гейдаром Джемалем.
— Гейдар Джахидович! Как думаете, чем обусловлено решение судьи о признании экстремистским материалом книги «Мольба (дуа) к Богу»?
— Я думаю это решение обусловлено звонком «сверху». Нашли двух блондинок: судью и прокурора и в приказном порядке заставили их осуществить эту провокацию. И эти чиновницы абсолютно ничего не смогли поделать потому, что за ними стоят какие-то серьезные люди, которые просто использовали их как инструмент.
Откуда шел этот звонок — не могу сказать. Возможно, что определенным силам резко не понравились участившиеся контакты между правящими кругами России и Саудовской Аравией. То есть визит в Саудию Рамзана Кадырова и ответный к нам саудовских принцев, саудовского короля. Кто-то решил устроить из этого скандал.
В свое время такой скандал был из-за того, что кто-то подсказал одному судье запретить перевод политического завещания аятоллы Сайед Али Хосейни Хаменеи на 11 главных системных документах исламской республики Иран. Но, учитывая, что после козыревской полосы отчуждения Иран стал партнером России, вдруг суд в каком-то «урюпинске» объявляет, что этот идеологический документ соседней страны-партнера запрещен как экстремистский.
— Почему тогда южно-сахалинский, а не новосибирский или, скажем, питерский суд?
— Потому, что для такой цели всегда выбирается «мухосранск» — что-то мелкое, непонятное. Где-то что-то под Оренбургом, как по завещанию Хаменеи. Крупный город никогда не выбирают. Исключено. Новосибирск — это академический город. В нем выше уровень открытости, скандальности. А тут как бы посреди такой сахалинской тайги, в центре бывшей каторги, среды мошки, гранитных скал. Вот там получили приказ. Кто стоит за ним — интрига.
— Но неужели нельзя было «просчитать» последствия такого решения?
— Вот именно, что кто-то просчитал последствия, вы чего не понимаете? Я же говорил, тот, кто это просчитал — пытается сорвать сближение Саудовской Аравии и Москвы.
— Гейдар Джахидович, тогда можно ли в данном контексте вести речь о нарушении закона об оскорблении чувств верующих?
— Так об этом и идет речь. Об этом Рамзан Ахматович-то и говорит, что по всем статьям здесь имеет место явное должностное преступление, которое следует соответствующим образом разобрать и привлечь виновных к ответственности.
— А что подразумевает президент Чеченской республики, когда заявляет, что лично призовет судью и прокурора к ответу?
— Снять с должности, осудить по той же самой статье «Экстремизм», а может быть... (смеется) В нашей стране есть возможности для широкой фантазии. Можно, например, осудить за измену Родине. Они же пытались сорвать международные отношения между Саудовской Аравией и Москвой? То есть нанести ущерб внешней политике государства, действуя по чьему-то указанию. Всегда можно сказать, что это «тянет» на измену Родине.
— Как думаете, чем закончится скандальная история, связанная с Южно-Сахалинском? Спустят «на тормозах» или накажут кого-то?
— Я думаю, отыграют назад. Но негативное дело сделано. А скандал был нужен, понимаете? Потому, что так бы никто не заметил, что в каком-то «урюпинске», какие-то невежественные тетки, там чего-то «квакнули». Никто бы не заметил, а главное — кому это адресуется? Саудовской Аравии, к примеру. Она могла это просто не заметить. Но поскольку в дело вмешивается Рамзан Ахматович, который туда ездит — начинается журналистская буча, волна, которую не заметить нельзя. И теперь уже все знают, что в России идиотки-судьи запрещают Коран. Причем делают это в каких-то чудовищных провинциальных дырах, и все это становится обязательным для всей страны, включая столицу — Москву, где эти «подруги» может и не были никогда.
Напомним, крайнее возмущение Рамзана Кадырова вызвало решение, вынесенное судьей Южно-Сахалинского горсуда Наталья Перченко 12 августа 2015 года по иску прокурора Татьяны Билобровец. Судья признала «экстремистским материалом» религиозную книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе». Перченко не понравились «Аль-Фатиха» и другие суры Корана. Она посчитала «экстремистскими» некоторые цитаты из Корана — в частности, «Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи» («Аль-Фатиха»), «Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» («Аль-Джинн»).
Рамзан Кадыров, узнав о решении, назвал в своем Instagram судью и прокурора «национальными предателями» и «шайтанами» и пригрозил лично призвать их к ответу. «Я требую строгого наказания для провокаторов, принявших данное судебное решение и пытающихся взорвать ситуацию в нашей стране», — заявил глава Чечни.
Официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева, комментируя по просьбе журналистов слова Кадырова, заявила о недопустимости оскорбления судей и прокуроров. В ответ Кадыров заявил: «Не надо назначать шайтанов на должности прокуроров и судей, тогда никто их не будет так называть. Я же опять говорю, что они шайтаны и предатели. И те, кто их таковыми не считает, также являются шайтанами».
Между тем в четверг председатель Южно-Сахалинского горсуда Александр Чухрай заявил «Интерфаксу», что резонансное решение не вступило в законную силу и может быть проверено только судом апелляционной инстанции. В то же время он исключил политические мотивы решения судьи.
Вячеслав Бочкарёв, газета «Журналистская Правда»