Азербайджан — Армения — Иран. Истоки конфликта

28 ноября 2006

Вопросы от Руфата:

1. Почему Вы в своих выступлениях поддерживаете Иран, ведь Вы как азербайджанец должны знать, что в Иране 30 млн. азербайджанского населения подвергается дискриминации. Эта страна оказывает поддержку нашим врагам армянам.

2. Почему, по Вашему мнению, Ислам в Дагестане, Чечне, Татарстане развивается быстрее, чем в в Азербайджане (за исключением некоторых районов). В Баку до сих пор нет соборной мечети. Не считаете ли Вы, что это воздействие внешних сил?

3. Почему, по Вашему мнению, арабские страны лояльно относятся к Армении?

4. Почему Вы не выступаете на азербайджанском телевидение?

5. Не кажется ли Вам странным, что в Азербайджане Израиль называют союзником. По-вашему, так ли это на самом деле?

6. Почему, по Вашему мнению, в Азербайджане нет идеологии (например, в Иране она есть), а нынешняя оппозиция носит откровенно антигосударственный характер?

Ответы:

1. Ситуация не так однозначна, как Вы ее описали. Я многократно бывал в Иране — там нет дискриминации против азербайджанцев! В Табризе в университете есть преподавание на азербайджанском языке, факультет пустой. Ослабление позиций тюркского языка в Иране связано с потерей интереса у самих азербайджанцев, а не с преследованием государства. В Тегеране азербайджанцы говорят на ломанном тюркском, какой бывает только у русских, самоучкой овладевающих нашим языком. В Северном Азербайджане такого нет, и нет в наших диаспорах в СНГ. Это вина южных азербайджанцев!

Иран выступает против бакинского режима, потому что сразу же после 1991 Баку встал на прозападную позицию. Эльчибей публично призывал стереть Иран с политической карты. После этого становится немного трудно поддерживать Азербайджан в таком его виде. Что до поддержки Армении, то это, конечно, стратегическая ошибка Тегерана, обусловленная требованиями Москвы, которая в свою очередь важна Ирану из-за ядерного сотрудничества. Однако, в отчуждении Ирана от Баку доля в совместной вине больше все-таки у Азербайджана.

Иран вместе с тем является единственным государством в дар-уль-ислам, которое открыто выступает против США и Израиля, поэтому не поддерживать его равнозначно поддержке этих двух абсолютных врагов Аллаха.
Резюмируя о положении азербайджанцев там: розничная и мелкооптовая торговля, базар — на 80% в их руках, в торговле азербайджанский язык (хоть и испорченный) господствует над фарси, сервис — в их руках, 50% мулл и 40% высших чиновников — азербайджанцы, верховный лидер Али Акбар Хаменеи — азербайджанец. Если это дискриминация, то мы с Вами живем в «хижине дяди Тома»!

2. Считаю, что азербайджанцы в большей степени подверглись советизации и в целом настроены на «ближнюю жизнь» гораздо больше, чем северокавказцы. Еще с тукманчайчкого договора вошедшие в Российскую империю азербайджанцы переживали свой Ислам в чересчур бытовом фольклорном ключе. В Азербайджане был Мирза Фатали Ахундов — позор для любой мусульманской нации, которого у других народов СССР не было! Вместо этого у дагестанцев был имам Шамиль, а азербайджанская конная милиция помогала палачу Ермолову гасить сопротивление кавказцев. Это фундаментальный изъян в азербайджанской психологии, который, вероятно, связан с включением в наш этнос большого процента хазарских элементов, а также с господством в народе торгового ливантийского типа, женственного по своей сути, в то время как Ислам соответствует психологии воинско-аристократического типа, естественно, мужского. Дагестанцы и вайнахи практически не присутствуют на рынках. Зато всегда готовы отстаивать свою честь с оружием в руках. Вот Вам и ответ.

3. Армения на протяжении сравнительно долгого исторического периода занимала антиизраильскую позицию; в советские времена, когда самостоятельной Армении не было, АСАЛА (секретная армия Армении), опирающаяся на диаспоры Ливана и Египта, поддерживала палестинцев и в 1982 вместе с ними сопротивлялась израильскому вторжению в Ливан. Армения, поддерживая арабов, является врагом Турции, которая в свою очередь плохо относится к арабам и «дружит» с Израилем. Правда, в последнее время положение начало меняться из-за растущих противоречий между Турцией и США, а также явной израильской поддержки сепаратистского курдского движения на востоке Турции. Кроме того, растет давление США на Ереван.

4. Я выступаю на азербайджанском телевидении и неоднократно появлялся в качестве гостя в часовых передачах на канале «Space». Этим летом мне было сделано предложение иметь свою постоянную программу на этом канале, но пока что конкретное решение отложено.

5. Азербайджан возглавляется осколками советского номенклатурного истеблишмента, суть которого — продажность и коррупция. Для этих людей солидарность с Израилем соответствует их конформистскому нутру и жажде обслуживать свои шкурные интересы. В Азербайджане, кроме того, непропорционально сильны позиции горских евреев, а сами азербайджанцы наивно убеждены в том, что евреи играют ключевую роль в манящем их западном мире. Любой азербайджанец, заводящий дела вне республики, не важно, в Москве или в Нью-Йорке, всегда пытается делать это через еврейских посредников (как правило, маргинальных проходимцев). На уровне стран, по-видимому, азербайджанская элита верит, что Израиль замолвит за нее словечко перед мировым сообществом и «решит ее вопросы».

6. Идеологии также нет в Армении и Грузии, потому что национализм сам по себе не идеология. В Азербайджане же это еще более отчетливо, потому что между оппозицией и правящим кланом нет никаких идеологических расхождений — только экономические! И власть и оппозиция одинаково верят в привилегированность евреев, право власть имущих, культ «золотого тельца», приоритет личных телесных удовольствий и потребления в целом над общественными интересами, не говоря уже о каких-то «идеях». Это происходит потому, что в силу особого развития Северного Азербайджана там к власти поднимались маргиналы с менталитетом чайчанщиков. Идеология у азербайджанцев есть только у простых верующих, которые отброшены вниз и лишены всяких прав и голоса. В этом смысле положение у нас хуже, чем у любых других соседей.