Обсуждение статьи «Пророческая эсхатология и традиционная доктрина циклов»

26 марта 2006

Вопрос от Рустама: С интересом прочитал Вашу новую работу «Пророческая эсхатология и традиционная доктрина циклов». Оригинальная попытка совместить знание мушриков и мувахидов. По ходу прочтения натолкнулся на такой момент. «Адам, изгнанный из Рая (который, согласно указаниям Корана, совершено точно не мог быть расположен на земле) спускается к некоему проточеловечеству, находящемуся в „бестиальной“ стадии блаженства и равновесия». Как я понял, Вы жестко разграничиваете человечество на потомков «пророческой линии» и остальную часть, которая не имеет к вышесказанной отношения по линии родства. Однако не могу согласиться с подобным утверждением, так как есть указания в Куран Шариф, что все человечество идет от одной линии — линии Адама.

«Oн — тoт, кoтopый выpacтил вac из oднoй дyши, a зaтeм — мecтo пpeбывaния и мecтo xpaнeния. Mы pacпpeдeляeм знaмeния для людeй, кoтopыe пoнимaют!» (Сура 6:98)

«Он сотворил вас из единой души, потом сделал из нее пару и ниспослал вам из животных восемь парами. Он творит вас в утробах ваших матерей, одним творением после другого в трех мраках. Это (для вас — Аллах, ваш Господь; Ему принадлежит власть, нет божества, кроме Него; до чего же вы отвращены!» (Сура 39:8).

Также в Библии довольно ясно указывается на факт того, что человечество будет рождаться из чрева Евы. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты из всех скотов и из всех зверей полевых; на чреве твоем ты будешь ходить и прах будешь есть все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и женою, и между потомством твоим и потомством ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. А жене сказал: умножая умножу муку твою в беременности твоей; в муках будешь рожать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: „не ешь от него“, проклята земля за тебя; в муках будешь питаться от нее все дни жизни твоей».

Насколько мне дает возможность мое понимание Куран Шариф, знание о пути искупления перед Аллах Мутаал ниспускается Господом после того, как Адам уже был на Земле вместе с иблисом. Адам не был наделен знанием «прямого пути» до падения на Землю. Поэтому говорить о том, что Адам пришел с миссией к какому-то отдельному человечеству, я считаю неправомерным. Знание пророческое было дано для выполнения пророческой миссии именно среди первых потомков Адама, из которых была уже в последствии выделена линия пророков, несущая весть заблудшей части потомства.

34. И зacтaвил иx caтaнa cпoткнyтьcя o нeгo и вывeл иx oттyдa, гдe oни были. И Mы cкaзaли: «Hизвepгнитecь, (бyдyчи) вpaгaми дpyг дpyгy! Для вac нa зeмлe мecтo пpeбывaния и пoльзoвaниe дo вpeмeни».

35. И Aдaм пpинял oт Гocпoдa cвoeгo cлoвa, и oбpaтилcя Oн к нeмy: вeдь Oн — oбpaщaющийcя, милocepдный!

36. Mы cкaзaли: «Hизвepгнитecь oттyдa вмecтe! A ecли пpидeт к вaм oт Meня pyкoвoдcтвo, тo нaд тeми, ктo пocлeдyeт зa Moим pyкoвoдcтвoм, нe бyдeт cтpaxa, и нe бyдyт oни пeчaльны».

37. A тe, кoтopыe нe вepoвaли и cчитaли лoжью нaши знaмeния, oни — oбитaтeли oгня, oни в нeм вeчнo пpeбывaют. (Сура 2)

 

Ответ: Вы могли бы добавить к приведенным Вами аятам еще и первый аят из суры «Ан-Ниса» (IV): «О люди, бойтесь вашего господа, который сотворил вас из одной души...» (пер. Крачковского). Однако проблема в том, что слово «нафс», которое используется во всех цитированных Вами и мною случаях, имеет в арабском языке два значения:

1) «душа», как например в выражении «хараджа нафсуху» (и покинула его душа /или «дыхание жизни»/)

2) слово «нафс» означает суть некой вещи.

Именно в этом втором значении оно использовано в Священном Коране, когда говорится о сотворении многих людей из одной сути, а также о творении пар, например, создании из единой сути мужчины и женщины. Точный перевод слова «нафс» в таких случаях должен быть «вид», что подразумевает причастность многих к одной конкретной сути. Это разъяснено в суре «ан-Нахль» (16:72): «И Аллах дал вам жен из вашего числа...» («мин анфусикум, т. е. того же вида и той же сути, что и вы сами). Для арабских комментаторов, не имеющих дела с переводами, не вызывает вопросов, что речь в данном случае идет о творении многих людей или же пар «из одного вида». Нам же в русском переводе подсовывают другое значение — «душа», что создает совершенно иной смысл, влекущий за собой и другую интерпретацию и другую теологию.

Нет сомнения в том, что Адам был послан к людям, которые принадлежали к одному с ним виду, в противном случае, это посланничество нельзя было бы объяснить, потому что тогда у посланного и у тех, к кому он послан, не было бы общей основы. Однако, Адам отличался от тех, к кому он был послан, добавлением частицы Божественного духа.

Если же, как Вы считаете, предположить, что Адам был послан к собственному потомству, то это ставит причинно-следственную связь с ног на голову: ведь нормально именно потомство посылается Всевышним к ранее живущему человеку ( т. е. сын посылается отцу, как именно уже существующему. Нельзя послать кого-то к тем, кто еще не существует. И невозможно предположить, чтобы какой-то сын сказал об отце: «Он был мне послан!»)

Кроме того, я так Вас понял, что Вы считаете, будто Адам оказался на земле незнающим, т. е. не получившим миссию от Всевышнего. Поэтому он, с Вашей точки зрения, не мог передать ничего тем, кого он застал. Однако вторая сура излагает нам следующее: «Но шайтан заставил их споткнуться об это и вынудил их уйти из края, в котором были они...» (2:36) Слово «азалля» происходит от слова «залл» (совершать непреднамеренную ошибку). «Тогда Адам принял слова от своего Господа и вернулся к нему...» (2:37) Слово «таба» в первую очередь означает: «вернулся». Все русские переводчики переводят это так, что Адам принял от Господа Его слова и Господь к нему милостиво обернулся, т. е. простил. Однако, фраза в этом аяте идет очень логично и ровно: «Фа талякк адам мин раббихи калиматин фа таба аляйхи». (Все в одном времени, т. е. Адам принял слова и духовно был возвращен в милость Господню, т. е. был прощен). После этого идут слова: «Инна хува т-таууваабу р-рахиму». Аллах здесь назван возвращающим к себе, милостивым. Далее следует: «Мы сказали: «Удалитесь же из этого края все. Истинно, придет к вам руководство от Меня...» Это уже слова Господа, обращенные человечеству, а не одному Адаму, поскольку употреблено слово «джами`ан».

Главные тезисы, которые, с моей точки зрения, следуют из этого, следующие.

— В Святом Коране нет утверждения, что Адам и человечество выведены «из одной души», а только то, что Адам и люди принадлежат к одному виду (это же касается мужчин и женщин).

— После прегрешения Адам получил «слова» — т. е. наставление от Аллаха — а уже потом был прощен и направлен для своей миссии.

Кстати, даже если предположить, что все человечество происходит от одной пары людей, проблема возникает заново почти в том же виде с Пророком Нухом (АС). Если мы полагаем, что потоп уничтожил все человечество в буквальном смысле, то непонятно, каким образом от пророка (АС) с его семейством может произойти все современное человечество с его делением на многочисленные расы и заселением практически всех географических уголков планеты, некоторых даже во времена, явно предшествующие потопу.

Скажем, американский материк и Австралия были заселены 40 000 лет назад, т. е. после окончания Золотого века (по системе мушриков). Религия австралийских аборигенов состоит именно из воспоминаний о том, как люди Золотого века, чьими спутниками они были, привезли их на необитаемый континент перед тем, как исчезнуть.

Что же касается времени пророка Нуха (АС), то большинство занимающихся этим вопросом помещают его в сравнительно недавние времена. В то время, как мы считаем, что речь может идти только о реальной катастрофе материка в Атлантическом океане, которая описана у Платона и в преданиях египетских и вавилонских жрецов, а также подтверждается геофизическими изысканиями и наличием посреди океана знаменитого Саргассова моря.

Иными словами, пророк Нух (АС) спасся от потопа ок. 13000 лет назад. За это время невозможно произвести, исходя из одной или даже трех семейных пар все многообразие сегодняшнего шестимиллиардного человечества. Вообще практика производить просто живущих людей от пророков как прародителей пошла из неправильного прочтения библейских текстов. Евреи, когда пишут, что Адам был прародителем человечества, имеют в виду под «человечеством» самих себя. Это их официальная каноническая позиция.

В противном случае, теологически нельзя обосновать различие между евреем, даже неверующим, и гоем, даже, если последний — мусульманин-единобожник. Христиане же, будучи "гоями, прочли эти тексты расширительно ко всему человечеству и повлияли на нашу интерпретацию того, что мы находим в Святом Коране. Однако, в тексте последнего откровения мы находим как разоблачение еврейского заблуждения, так и по меньшей мере отсутствие подтверждения распространенной среди христиан мысли о том, что Адам и первочеловек совпадают в буквальном генетическом смысле.