Сунниты и шииты, современная теология

15 ноября 2006

Вопрос от Рамиля: Можете перечислить, с чем Вы категорически не согласны с суннитами (то, что не является истиной в вере) и с шиитами. И еще один вопрос: какую теологию вы выделяется стартовой? С чего мне начинать?

Ответ:
Сунниты не правы, создавая культ сахабов, всех без различия, превращая их исторические образы в виртуальные иконы и, в конечном счете, доводя почитание сахабов до умаления самого Пророка (АС). Это глубоко порочный путь, в котором заинтересованы корпоративные алимы, и который в принципе лишает следующих этим путем подлинного теологического сознания.

Что касается шиитов, в настоящий момент под их именем существует особая форма суфизма, которая пристегнула к основной доктрине Мохиэддина ибн Араби некоторые унаследованные от подлинного шиизма положения фикха, критику ряда сахабов и утверждение (справедливое) о том, что Пророк (АС) хотел видеть Али своим преемником. Однако, сочетание положений шиизма с суфийской акыдой и суфийскими религиозно-политическими практиками (абсолютное подчинение харизматическому духовенству) ведет к катастрофе.

Наша теологическая задача на рубеже нового асра исламской истории состоит в том, чтобы соединить «ваххабитское» очищение ислама от пантеизма и эллинских философов (без антропоморфного буквализма реальных ваххабитов!) с осознанием ключевой роли Али и ожиданием Махди, который является завершителем нашей исторической борьбы и организатором эсхатологической победы.

Смысл фигуры Али в том, что он воплощает в себе идеальный тип воина-мудреца, который является авангардом исламской общины. Это пассионарий одновременно ума и тела, что символически выражено в раздвоенности его меча Зульфикара. Ислам как религия воинов, т. е. тех, кто стремится жертвовать собой на пути Аллаха, не может обойтись без утверждения вновь и вновь достоверного хадиса, который есть во всех суннитских сахехех: «Я — град знания, а Али — врата в него».

Что касается Махди (Да ускорит Аллах его приход!), от нас требуется понимание того, что он не может быть обычной исторической фигурой, выдвинутой «из людей» своего времени. пусть даже имеющих отношение к роду Пророка (АС). Такое толкование дало бы основание для профанации или даже искреннего, но бесплодного самозванства (как махдистское движение в Судане XIX века). Махди соединяет в себе две характеристики. Это живая конкретная личность, как Вы или я, но одновременно находящаяся вне законов пространства и времени. Всевышний хранит его среди нас в состоянии скрытого присутствия до того часа, когда наши усилия в сумме не окажутся достойными того, чтобы он явился и возглавил нас или наших преемников в последующие времена.

Теология, о которой Вы спрашиваете, начинается с различения между пентеистическим монизмом и монотеизмом. Это огромная и сложная тема, которую невозможно даже начать в письме. Скажу одно: Аллах абсолютно трансцендентен и дан нам только в посланничестве пророков, но никоим образом не в опыте, интуиции или созерцании. Вера в Аллаха есть интеллектуально-волевое утверждение того, что нам безусловно не дано. Единственной связью с этим оказывается только наша собственная конечность, которую нужно понимать как безусловное уничтожение истинного и сокровенного нашего присутствия здесь в момент личной смерти. Аллах обещал воскресить нас такими, какие мы есть, ПОВТОРИТЬ нас, что невозможно с точки зрения законов безграничной внешней действительности. Именно этот парадокс делает нашу смерть несравненно более значимой, чем перспектива языческого «бессмертия», пролонгации бесчисленных существований сквозь разные миры и т. п.