Вопрос о халифате

25 января 2006

Вопрос Рустама:

Если идея халифата противоречит чистому Исламу, то какую роль должен играть халиф (наместник) в суннитской умме?

Ответ:
Халифат не противоречит чистому Исламу при условии, что халифом является человек, предопределенный на это место Божественным Провидением, а не голосованием «электората». И сунниты, и шииты верят в приход Махди в конце истории, который явится божественно назначенным и ведомым халифом. Все мусульмане, и сунниты, и шииты одинаково, согласны в том, что после Хазрати-Али бин Аби Талиба (Мир ему) не было праведного халифа. Однако сунниты принимают это как должное и сожалеют, например, о разрушениии Османского халифата. Они считают случайных людей, взявших власть над уммой, законными правителями. Шииты считают их незаконными. С практической точки зрения правитель, который пришел к власти через игру голосами населения (не говоря уже о династической наследственности) — это человек, способный пойти на любой сговор с врагами Ислама, подчиниться давлению или оправдать свою уступчивость демагогией о «высших интересах». Все это мы уже видели на протяжении четырнадцати веков. Гарантией может быть только тот, кто непосредственно руководим Аллахом — Субханаху ва Тааля! А пока его нет, власть должна принадлежать шуре тех, кто, согласно Корану, являются «улу ль-амри». Клерикалы переводят это как «обладатели власти», имея в виду эмиров, президентов и т. п. Однако «амр» имеет еще значение «повеление» (данное Аллахом), «дело». Речь идет о Божественном повелении, деле, которое Аллах поручил умме в истории. Обладателями этого поручения, божьего дела являются те, кто, согласно Корану, выходят легкими и тяжелыми, жертвуя своим имуществом и самой жизнью фи-сабилиЛлях, «очищающиеся». Именно их коллективное руководство должно направлять умму до явления Махди.

Умма не может быть суннитской, потому что сам корень этого слова означает всеобщность, и умма включает в себя всех мусульман. Может быть только суннитская часть уммы. Однако смысл халифа именно в том, что его признают все мусульмане. В противном случае это подобно тому политическому издевательству, которому подверглась идея халифата в Средние века, когда Омейяды были в Испании, Фатимиды — в Египте, Аббасиды — в Багдаде — и т. д.