Невеселая наука (20.08.2007)

20 августа 2007

Открытое письмо десяти академиков президенту Путину прогремело как гром среди ясного неба и явилось неожиданностью прежде всего для РПЦ, против которой было направлено. Целую неделю после его появления стороны молчали и прикидывали про себя, как на все это реагировать. Потом, конечно, возникли две партии, которые по обыкновению переделили между собой проблематику так, что честному человеку ни к одной партии ни с какой стороны не подойти. Либо ты против клерикализма, но тогда автоматически за геев, за поп-культуру, за серьгу в носу и булавку в пупке и вообще за погружение в болото полного декаданса и морального разложения. Либо же ты за здоровое общество, и это еще хуже: становишься полным гадом, лакеем Администрации и, может быть, даже стукачом. Как проскользнуть между Сциллой и Харибдой? Для этого нужно ясно понимать, что письмо академиков — мелкая рябь, докатившаяся до нас от большой океанской волны, которая проходит сегодня по миру. Началась симптоматичная битва между двумя грубо обобщенными моделями сознания. С одной стороны, сознание религиозное, с другой — либеральное. «Обобщены» эти два типа сознания до утраты нюансов, которые являются, наверное, самым важным в данном вопросе. Религиозное сознание и клерикализм, которые в дискурсе либералов выступают как орел и решка одного и того же медного пятака, в действительности противостоят друг другу. За многие столетия до появления скептиков и агностиков как заметного общественного фактора верующие боролись с клерикализмом, который, в свою очередь, вел против них кровавые войны и даже организовывал Крестовые походы. Катары и анабаптисты, Лютер и Ян Гус — вот лишь немногие имена и вехи в истории борьбы людей за право не подчинять свое религиозное сознание мертвящей диктатуре попов. Либералы здесь совсем ни при чем.

Более того, совершенно понятно, что нынешние сторонники прогресса, просвещения, скепсиса и индивидуальной свободы превращены в инструмент по изъятию горячих каштанов из жаркого (возможно, даже адского) пламени в интересах ненавистных клерикалов. Ведь последние не могут сами сказать о себе, что «мы, дескать, и есть воплощенное религиозное сознание, другого не бывает!» За них это говорят их противники. Это они доказывают всем, что вера и духовная подчиненность харизматическим «гуру» — одно и то же.
Либералы вылезли на «майдан» в самый неподходящий для себя момент. Молчаливому большинству осточертели гей-парады и поп-сингеры с синими «ирокезами», заполняющие «ящик». Обыватель готов поддержать любой консерватизм-традиционализм, возвращающий ему вкус нормальной жизни. Когда апологеты сексуальных меньшинств объясняют ему, что религия и попы — одно и то же, он поползет этим попам ноги целовать! Что и требовалось...
А вот то, что вылазку, работающую на своего декларированного противника, возглавила наука, что академический фундаментализм дал свой бренд на откуп сторонникам этического маразма — это уже другая статья (не УПК, поймите правильно!). Науку сегодня будут дискредитировать, используя тот кризис, в котором находится фундаментальное научное мышление. Общество стоит перед радикальным обновлением тех методов, с помощью которых интеллектуальные элиты описывают реальность. На наших глазах совершается переход от традиции Аристотеля к еще не сформировавшимся приемам будущего информационного сознания, для которого не существует разницы между реальным и виртуальным. Классическая наука в этой перспективе становится помехой. Письмо академиков в качестве «антипиара» — еще один гвоздь в ее пресловутый гроб.

ВЫПУСК № 30 (475)Деловой еженедельник «Компания»