Пост - способ победить рутину

10 августа 2010

Мир вам и милость Всевышнего, дорогие радиослушатели. Начался священный месяц Рамадан, месяц мусульманского поста.
Человек любой веры, когда-либо державший пост, знает, что это особый период в нашей жизни, заставляющий о многом задуматься и даже поменять некоторые привычки. Сегодня о значении поста для мусульманина рассказывает Гейдар Джемаль, философ, политик и общественный деятель, председатель Исламского комитета России.

— Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Прежде всего, мне хотелось бы поздравить исламскую умму с началом Священного месяца Рамадан, пожелать всем стойкого имана и благодати Всевышнего за стойкое перенесение тех трудностей, которые сопряжены с постом. Это пост, который был предписан тем, кто были до нас. Мы только поддерживаем традицию единобожия, идущую от нашего праотца Ибрагима (мир Ему!). И это единственное деяние (ибадат), которое мы осуществляем ради Всевышнего Аллаха.

Все остальные формы ибадата — ради нас самих. Но именно пост мы держим ради Аллаха.
Вообще человек, по жизни, как правило, погружен в состояние сна. Человек создан как глиняная кукла. Глиняной куклой был создан и Адам. Но Всевышний говорит в Коране: «Я вложил в него от своего Духа». Эта частица, о которой ничего не знал Иблис, отказавшийся поклониться Адаму как глиняной кукле, и сказал: «Я лучше него, потому что ты сделал меня из огня. А его из глины». Иблис ничего не знал о том, что внутри Адама есть вложенная частица от Рухолла (Божественного Духа). Эта частица, как правило, в обычных людях находится в скрытом состоянии. И проявляется она только косвенным образом — в тех способностях, которые принадлежат не нам, а унаследованы из внешнего пространства: способность к мышлению, язык и тому подобные вещи. Но мы их получаем как бы даром. И при этом находимся как бы в состоянии сна, бездумного автоматизма, которое религия — монотеизм — ставит перед собой задачу прекратить, то есть вывести нас из этого состояния сна. Вывести человека из состояния сна можно только путем встряски. В какой-то момент нужно остановить рутину.

Одна из наиболее рутинных вещей, особенно для тех, кто привык не знать ни в чем ограничения и недостатка, — это еда. Человек рутинно пьет, рутинно ест. Он идет, допустим, мимо ларька с пирожками, ему захотелось поесть, он автоматически покупает пирожок, даже не задумываясь, автоматически покупает и выпивает банку Пепси, удовлетворяет жажду, не задумываясь. Это потребление, этот постоянный обмен веществ, который переходит в автоматизм, рутину, часть сна, является одним из наиболее тяжелых усыпляющих моментов, потому что соответствует «глиняной», базовой природе человека. Для того, чтобы встряхнуть его и выделить в нем вот эту частицу Рухолла, унаследованную от нашего первопредка Адама, вложенную в него Всевышним Творцом, для этого нужно жестко оборвать эту рутину. То есть человек идет, ему хочется есть и пить, но вместо того, чтобы автоматически потянуться за деньгами и купить пирожок и стоящий перед ним стакан воды, он вспоминает, что сейчас пост. Он делает над собой усилие и проходит мимо. До заката солнца, до ифтара он не может принять в себя ни капли влаги, ни кусочка пищи. Воздержание в отношениях с женой. Воздержание в отношениях с людьми. То есть контроль над мыслями, чувствами, словами и так далее, для того, чтобы не нарушить это священное состояние.

Вот глиняная природа человека получает хотя бы в течение месяца жесткую узду, которая дает возможность человеку ощутить в себе вот эту частицу Рухолла, виртуально существующую и унаследованную им в качестве величайшего дара Всевышнего, которая делает его не животным среди животных, не камнем среди камней, а носителем Смысла, носителем Свидетельствования. Перцепцией, которая имеет для человека значение, потому что он не тождественен остальному сущему, среде, он является как бы осмысленной точкой присутствия посреди вот этой среды. За счет поста он это вспоминает.

Но тут надо отметить, что для подавляющего большинства людей активизация частицы Рухолла внутри своей глиняной базовой природы — вещь очень болезненная. Человек не привык к этому. Его глиняная природа очень сильна. Поэтому когда в нем обнаруживается вот этот Свет Аллаха, Нураллах, внутри этой глины, человек испытывает крайний дискомфорт. Этот дискомфорт надо преодолевать, его надо брать на себя, над ним следует возвышаться. И когда человек возвышается над ним, когда он преображает этот дискомфорт в победу над своей глиняной сущностью, он испытывает крайнее возвышение чувств, эйфорию и вкус Благодати оттого, что частица Рухолла в нем смогла взять под контроль глину, просветить ее, стать ее хозяином! Даже хотя бы в малой степени предвкушение возможности этого уже дает ощущение бараката, представляющего собой особое состояние человека, отличающее его от всех джиннов, от ангелов, от всех других тварей, который существуют в бесчисленных мирах, составляющих большой космос творения Всевышнего.

Человек, который, казалось бы, затерян в веренице этой лестницы миров, среди малых и великих созданий, среди джиннов (среди них есть очень могучие и страшные, в том числе и верующие джинны, которые совершают ибадат и поклоняются нашему Творцу) человек является особым созданием, отличающимся тем, что только ему добавлена частица Рухолла. Потому что на нем лежит миссия осуществления провиденциального замысла Всевышнего о творении. Именно он — скромное смертное существо, которому отказалось поклониться великое огненное существо Иблис, отказалось поклониться в своей гордыне, — именно этому маленькому смертному существу доверен сценарий истории, в котором содержится ключ и разгадка мирового творения. Именно человеку ниспосылаются пророки с каламом Аллаха.

То есть пост — это инструмент Света для преодоления нашей внутренней тьмы. «И к Всевышнему мы прибегаем»...

— Дорогие радиослушатели, о значении поста в месяц Рамадан рассказывал Гейдар Джемаль, философ, политолог и общественный деятель, председатель Исламского комитета России.
 

IRIB