(свои предположения высказывают Юрий Мамлеев, Гейдар Джемаль и Александр Дугин)
Александр Дугин: Дорогие друзья! Продолжаем курс серьёзных метафизических наук. И сегодня лекция Евгения Всеволодовича Головина. Но перед лекцией довольно спонтанно возникла идея группе товарищей и лекторов Нового Университета, такому президиуму, может быть, в метафизическом смысле этого слова, высказаться относительно этой темы. Дело в том, что когда Евгений Всеволодович обозначил, о чём он собирается говорить в следующей лекции Нового Университета, я вначале не понял... А потом совсем уже ничего не понял. Тем более, что сам Евгений Всеволодович опасался, что на лекцию придут портные, не только сторонники Нового Университета, молодёжь в поисках знания, но и ещё разные люди, которые будут совершенно сбиты с толку относительно обозначенной темы. Я думаю, что не только у меня было определённое недоумение, хотя, может быть, вы лучше всё понимаете...
Исходя из этого возникло такое предложение, чтобы президиум попытался предвосхитить содержание лекции Евгения Всеволодовича, не договариваясь заранее, не знакомясь с его тезисами, не обсуждая эту тему, именно спонтанно. И, может быть, слегка обосновать факт такого нашего новоуниверситетского появления. И первым я бы хотел попросить высказать несколько слов Юрия Витальевича Мамлеева, нашего гения...
Юрий Мамлеев: Вы знаете, из четырёх человек, которые здесь сидят, трое уже сорок лет вместе. В 60-е годы на Южинском мы вместе начинали невиданный метафизический путь. Позднее появился Дугин. Мы объездили много стран и такой есть намёк, что ничего похожего ни в одной метафизической группе, будь то на Востоке, я был в Индии, Джемаль был в арабских странах, Саша на Западе, ничего подобного не было. Вся эта новая российская метафизика представлена в наших книгах и она, я думаю, будет иметь необыкновенное будущее. Почему? Потому что мир будет меняться с чудовищной скоростью, появятся новые откровения, и уже через сто лет мы будем иметь совершенно иную Россию и совершенно иной мир.
Что касается этой лекции, мне трудно что-либо предположить, поскольку я хорошо знаю Женю — он человек глубоко парадоксальный, и в смысле парадоксальности его не предугадаешь. Я думаю, что это будет о чём-то таком таинственно-скрытом, а на поверхности как будто бы даже обычном. Но главное, что от нас требуется, когда мы будем его слушать, это понять его интонации и понять почти невидимый подтекст, который будет скрываться за его словами.
Гейдар Джемаль: Ну, я прежде всего реагирую на юбку, как, наверное, многие из присутствующих. Юбка, как известно, это знамя феминизма, даже, может быть, разрез — это знамя феминизма, а феминизм — это ум, честь и совесть нашей эпохи. И вот здесь возникает очень элегантно написанная буква S, которая напоминает долларовый знак. Это, как бы, тоже всё очень чётко, одно к одному, потому что деньги и феминизм очень родственны друг другу.
Вообще феминизм — это царство количества, явная манифестация количественного полюса нашей вселенной. И не случайно в исламском мире такой акцент делается на хиджаб, на закрытие женщины, потому что есть два типа, два вектора в женском пространстве: один вектор стремится к тому, чтобы закутаться, а другой к тому, чтобы максимально раздеться. Два противоборствующих направления: Изида, которая закутана, и Изида, которая разоблачена. Они всё время борются между собой, а мужчина выступает в качестве арбитра: то предлагает женщине одеться, то раздеться. Мне кажется вот в этом направлении и будет развиваться тема...
Александр Дугин: Моё внимание тоже привлекла эта буква, которая возникла спонтанно, потому что была двусмысленность в написании слова — «без» или «бес» — в русском языке. И для того, чтобы её сохранить, мы решили поставить латинскую букву, чтобы каждый мог интерпретировать по-своему.
Но, задумавшись, я сначала предположил, что лекция, наверное, будет посвящена офитскому гнозису, поскольку это не только знак доллара, но ещё и знак змеи. Змея — это фундаментальный принцип сакральной вселенной, который пронизывает энергиями различные крупные, малые и совсем малые микромиры и, соответственно, сообщает желанию, на которое, безусловно, намекается названием этой лекции, некое сверхчеловеческое измерение. Измерение редемпционное, когда человек за счёт повышения, разогрева внутренней энергии, обращённой повсюду, преодолевает свои границы и выходит на другие уровни или наоборот падает в бездны микрокосма.
Второе, что я подумал, что это будет лекция о метафизическом фетишизме. И задумался о том, как ситуировать концепцию фетишизма в контекст парадигмы премодерн-модерн-постмодерн, о которой мы часто говорим. По ходу дела мне пришла в голову мысль о происхождении слова «фетишизм», что это, в общем, португальское слово, которое означает — сделанное — от faite — делать. Соответственно, в этом есть нечто креационистское.
Потом я подумал, что на самом деле интерес, если мы говорим о постмодерне, желание, которое присутствует в названии, оно безусловно теряется, оно остывает, как остывает это змеиное стремление выше или ниже за пределы. И соответственно я представил, что речь, может быть, будет о метафизике фетишизма. Фетишизм относится, безусловно, к эпохе модерна, когда разлагается макрокосмический ансамбль и желание переносится на сферу человеческого, на мезоуровень, поскольку гуманизация эроса — это ситуация модерна и её искусственный характер воплощён в фетишизме и в разговоре не о том, что в юбке, а в разговоре о ней самой.
Но постмодерн разрушает и этот гуманистический эрос, он низводит его до микрополитики желания, и нам остаётся действительно нечто близкое не только к юбке с разрезом, но просто чистый разрез, фрагментация не только женщины, человека, но фрагментация уже даже того, что было на уровне модерна некой цельностью. Соответственно, я думаю, что в этом есть призыв к некой эротической революции, к восстановлению полноты человеческой энергии, или сверхчеловеческой энергии, призыв к эсхатологической редемпции. Может быть, я ошибаюсь, но теперь мы узнаем, как на самом деле.
Евгений Головин: Я должен немного разочаровать слушателей и моих друзей в особенности, сидящих здесь рядом со мной...
Юбка с разрезом и... о чём лекция Головина?
(свои предположения высказывают Юрий Мамлеев, Гейдар Джемаль и Александр Дугин)
Александр Дугин: Дорогие друзья! Продолжаем курс серьёзных метафизических наук. И сегодня лекция Евгения Всеволодовича Головина. Но перед лекцией довольно спонтанно возникла идея группе товарищей и лекторов Нового Университета, такому президиуму, может быть, в метафизическом смысле этого слова, высказаться относительно этой темы. Дело в том, что когда Евгений Всеволодович обозначил, о чём он собирается говорить в следующей лекции Нового Университета, я вначале не понял... А потом совсем уже ничего не понял. Тем более, что сам Евгений Всеволодович опасался, что на лекцию придут портные, не только сторонники Нового Университета, молодёжь в поисках знания, но и ещё разные люди, которые будут совершенно сбиты с толку относительно обозначенной темы. Я думаю, что не только у меня было определённое недоумение, хотя, может быть, вы лучше всё понимаете...
Исходя из этого возникло такое предложение, чтобы президиум попытался предвосхитить содержание лекции Евгения Всеволодовича, не договариваясь заранее, не знакомясь с его тезисами, не обсуждая эту тему, именно спонтанно. И, может быть, слегка обосновать факт такого нашего новоуниверситетского появления. И первым я бы хотел попросить высказать несколько слов Юрия Витальевича Мамлеева, нашего гения...
Юрий Мамлеев: Вы знаете, из четырёх человек, которые здесь сидят, трое уже сорок лет вместе. В 60-е годы на Южинском мы вместе начинали невиданный метафизический путь. Позднее появился Дугин. Мы объездили много стран и такой есть намёк, что ничего похожего ни в одной метафизической группе, будь то на Востоке, я был в Индии, Джемаль был в арабских странах, Саша на Западе, ничего подобного не было. Вся эта новая российская метафизика представлена в наших книгах и она, я думаю, будет иметь необыкновенное будущее. Почему? Потому что мир будет меняться с чудовищной скоростью, появятся новые откровения, и уже через сто лет мы будем иметь совершенно иную Россию и совершенно иной мир.
Что касается этой лекции, мне трудно что-либо предположить, поскольку я хорошо знаю Женю — он человек глубоко парадоксальный, и в смысле парадоксальности его не предугадаешь. Я думаю, что это будет о чём-то таком таинственно-скрытом, а на поверхности как будто бы даже обычном. Но главное, что от нас требуется, когда мы будем его слушать, это понять его интонации и понять почти невидимый подтекст, который будет скрываться за его словами.
Гейдар Джемаль: Ну, я прежде всего реагирую на юбку, как, наверное, многие из присутствующих. Юбка, как известно, это знамя феминизма, даже, может быть, разрез — это знамя феминизма, а феминизм — это ум, честь и совесть нашей эпохи. И вот здесь возникает очень элегантно написанная буква S, которая напоминает долларовый знак. Это, как бы, тоже всё очень чётко, одно к одному, потому что деньги и феминизм очень родственны друг другу.
Вообще феминизм — это царство количества, явная манифестация количественного полюса нашей вселенной. И не случайно в исламском мире такой акцент делается на хиджаб, на закрытие женщины, потому что есть два типа, два вектора в женском пространстве: один вектор стремится к тому, чтобы закутаться, а другой к тому, чтобы максимально раздеться. Два противоборствующих направления: Изида, которая закутана, и Изида, которая разоблачена. Они всё время борются между собой, а мужчина выступает в качестве арбитра: то предлагает женщине одеться, то раздеться. Мне кажется вот в этом направлении и будет развиваться тема...
Александр Дугин: Моё внимание тоже привлекла эта буква, которая возникла спонтанно, потому что была двусмысленность в написании слова — «без» или «бес» — в русском языке. И для того, чтобы её сохранить, мы решили поставить латинскую букву, чтобы каждый мог интерпретировать по-своему.
Но, задумавшись, я сначала предположил, что лекция, наверное, будет посвящена офитскому гнозису, поскольку это не только знак доллара, но ещё и знак змеи. Змея — это фундаментальный принцип сакральной вселенной, который пронизывает энергиями различные крупные, малые и совсем малые микромиры и, соответственно, сообщает желанию, на которое, безусловно, намекается названием этой лекции, некое сверхчеловеческое измерение. Измерение редемпционное, когда человек за счёт повышения, разогрева внутренней энергии, обращённой повсюду, преодолевает свои границы и выходит на другие уровни или наоборот падает в бездны микрокосма.
Второе, что я подумал, что это будет лекция о метафизическом фетишизме. И задумался о том, как ситуировать концепцию фетишизма в контекст парадигмы премодерн-модерн-постмодерн, о которой мы часто говорим. По ходу дела мне пришла в голову мысль о происхождении слова «фетишизм», что это, в общем, португальское слово, которое означает — сделанное — от faite — делать. Соответственно, в этом есть нечто креационистское.
Потом я подумал, что на самом деле интерес, если мы говорим о постмодерне, желание, которое присутствует в названии, оно безусловно теряется, оно остывает, как остывает это змеиное стремление выше или ниже за пределы. И соответственно я представил, что речь, может быть, будет о метафизике фетишизма. Фетишизм относится, безусловно, к эпохе модерна, когда разлагается макрокосмический ансамбль и желание переносится на сферу человеческого, на мезоуровень, поскольку гуманизация эроса — это ситуация модерна и её искусственный характер воплощён в фетишизме и в разговоре не о том, что в юбке, а в разговоре о ней самой.
Но постмодерн разрушает и этот гуманистический эрос, он низводит его до микрополитики желания, и нам остаётся действительно нечто близкое не только к юбке с разрезом, но просто чистый разрез, фрагментация не только женщины, человека, но фрагментация уже даже того, что было на уровне модерна некой цельностью. Соответственно, я думаю, что в этом есть призыв к некой эротической революции, к восстановлению полноты человеческой энергии, или сверхчеловеческой энергии, призыв к эсхатологической редемпции. Может быть, я ошибаюсь, но теперь мы узнаем, как на самом деле.
Евгений Головин: Я должен немного разочаровать слушателей и моих друзей в особенности, сидящих здесь рядом со мной...
09.05.2004 arcto.ru