Зачем нужен Асад? 14.02.2012

14 февраля 2012

Зачем нужен Асад?

Авианосец «Энтерпрайз» движется к берегам Ирана. В этом нет ничего удивительного. Удивительно то, какие слухи этот поход возбуждает. Значительное число экспертов убеждены, что старый обреченный на слом атомный авианосец — это заготовка американцев для провокации — подобно тем, которые имели место в начале американо-испанской войны (потопление крейсера «Мэн» у берегов Кубы), американо-вьетнамской войны (фальшивое «нападение вьетнамских сторожевиков» на американские миноносцы), Перл-Харбору, который многие солидные люди тоже записывают в историю американских провокаций... Ну и, наконец, сакраментальное 11 сентября 2001 года!

В слухах, которыми окружен поход заслуженного авианосца в сторону Ирана, примечательно одно: США сумели навязать международному пулу наблюдателей конспирологический стиль мышления. Люди (а вслед за ними и «эксперты») ждут от Вашингтона всяких непотребств, приученные к этому вековой историей гадостей, которые Новый Свет делал остальному человечеству. Мировой консенсус вокруг идеи, что США — это полюс всего самого прекрасного на планете Земля, наконец-то рухнул в клубах дыма, поднимающегося над Афганистаном и Ираком, Югославией и Ливией плюс длинный ряд тех, кого Америка «демократизировала» в недавнем прошлом.

Всякой развенчанной иллюзии идет на смену противоположное убеждение: теперь только ленивый не ораторствует об инфернальности США и об их скором ударе по Ирану. Однако есть некоторые основания усомниться в таком сценарии. Дело даже не в том, что Обаме в ноябре идти на выборы, а война против Ирана не может быть ни маленькой, ни победоносной. И не в том, что потопленный старичок «Энтерпрайз», независимо от того, что потопят его сами американцы под иранским флагом, станет тяжелейшим ударом по военно-морскому престижу единственной сегодня сверхдержавы, а в результате подобных операций Ормузский пролив все-таки будет перекрыт, и мировая экономика провалится в тяжелейший кризис (за что, естественно, американцев никто не поблагодарит). Главная причина, почему удара по Тегерану не будет, заключается в том, что Иран пока нужен Америке, ЕС и даже... о, ужас! — самому Израилю.

Полюса арабского мира

Сегодняшнее положение дел на большом Ближнем Востоке выглядит следующим образом. С одной стороны, Иран — региональная «великая держава» — полюс антилиберализма, традиционализма, религиозно-мессианского подхода к политике, к истории, к отношениям с внешним миром. Иран поддерживает Палестину как средоточие жертвенности и угнетенности и выступает против сионистского угнетателя через прямую помощь двум религиозно-политическим негосударственным силам — ХАМА С и «Хезболла». Такая позиция должна была бы привлечь к Ирану сердца полуторамиллиардной исламской общины, превратив Тегеран в столицу мирового ислама, ибо по жесткости и точности политической линии у этой страны в исламском — да и не только — мире конкурентов нет. Но с 1500 года Иран — шиитская страна, возбуждающая религиозное недовольство своих соседей, оставшихся верными суннитским мазхабам. После Исламской революции в феврале 1979 года это недовольство обострилось и приобрело, казалось, забытый с начала исламской истории расово-этнический привкус: персы против арабов. Определенную роль в этом, бесспорно, сыграла ирано-иракская война, которую недоброй памяти Саддам Хуссейн развязал с подачи Запада. Благодаря своей шиитской идеологии Иран в качестве лидера всех мусульман мира оказывается «хромой уткой».

На другом полюсе — Саудовская Аравия. Она по всем параметрам выступает в качестве антитезы современному Ирану. Это монархия, в то время как в Иране монархию свергли. В Саудовской Аравии принят ханбалитский мазхаб суннитского ислама, на базе которого проявился ваххабизм — прямая противоположность шиитской доктрине и во многом практике. Саудовская Аравия — прозападная страна с коррумпированной многочисленной королевской семьей (больше 10000 принцев и принцесс!), которая совмещает декларативную суровость пуританского ваххабизма с тайными и не очень тайными пороками принцев, безудержной роскошью и финансированием всех провокаций, направленных против ислама, которые происходят в мире. Хотя по сей день в мировой умме еще сохранились отдельные наивные люди, доверяющие духовному статусу Саудов, в целом этот режим безнадежно скомпрометирован, но в его активе контроль над двумя главными святынями исламского мира — Меккой, в которую ежегодно совершается хадж миллионов паломников со всего мира, и Мединой, в которой похоронен пророк Мухаммед (с. а. с.).

Саудовская Аравия через зависимых от ее грантов теологов раздувает во всех доступных ее влиянию центрах исламского образования ненависть к шиизму и шиитскому Ирану, так же как Иран ведет непримиримую пропаганду против ваххабизма. Сауды находятся в тайном, но при этом достаточно очевидном сговоре с Израилем, избирательно поддерживая в палестинском движении наиболее конформистские соглашательские элементы.

Сирийский мост

Пятым элементом, добавляющимся к структуре Иран — Садовская Аравия — Палестина — Израиль, является Сирия. Это арабская страна, управляемая под крышей партии Арабского социалистического возрождения (БААС) небольшой сектой алавитов, которые являются аутсайдерами по отношению к абсолютному большинству сирийского населения. В последнее время, правда, Башар Асад заявил о том, что теперь он регулярный шиит, у которого нет никаких идеологических расхождений с Кумом — теологическим центром ИРИ.

Сирия функционирует как передаточный механизм между шиитским Ираном и политическим исламом на суннитском поле. Шиитская «Хезболла» в Ливане и ветвь «Братьев-мусульман» — ХАМАС в Палестине получают иранскую помощь через Сирию. В своем нынешнем виде это мост, который выводит Иран из идеологической и эмоциональной изоляции. Именно поэтому гнев арабских элит в Лиге арабских государств (ЛАГ) сосредоточен на сирийском режиме: он мешает превратить Иран в однозначного «плохого парня» и абсолютного врага в контексте панарабизма. С другой стороны, именно поэтому Иран держится за Асада...

Но есть и гораздо более серьезное геополитическое основание.

В свое время (до Шестидневной войны 1967 года) Сирия и Египет были связаны в одно государство — Объединенную Арабскую Республику (ОАР) под руководством арабского национал-социалиста Гамаля Абдель Насера. Это был единственный случай, когда удалось на идеологической базе (правда, антиисламской) связать воедино (правда, ненадолго) две мусульманские страны (разумеется, речь идет об историческом периоде после конца и распада Османского халифата в 1923 году). Если сейчас с исторической сцены уйдет Асад, алавиты и сирийская партия БААС, дорога к объединению Сирии и Египта во второй раз будет открыта, но теперь уже на платформе «Братьев-мусульман». Напомним, что в Египте они получили 40%, а салафиты, которые в данном случае были выделены «Братьями-мусульманами» из своей среды, чтобы блокировать саудовское влияние, — 20%. Таким образом, Египет и Сирия становятся арабской «ихванистской» империей, к которой может в перспективе добавиться Тунис и другие страны Магриба по мере совершения в них исламских революций (мусульмане победили на парламентских выборах в королевстве Марокко, кстати...).

Турция — при Эрдогане жесткий конкурент Саудовской Аравии — поддерживает свержение Асада. Ни Турция, ни Египет не заинтересованы, чтобы в Сирии взяла верх саудовская агентура, — именно поэтому турки активно поддерживают Свободную сирийскую армию (вооруженную оппозицию из беглых солдат и офицеров).

Призрак Порты

Турция как партнер ихванистов, Сирия и Египет в качестве новой ОАР — это новая могущественная сила, интегрирующая суннитский ислам на вменяемой и привлекательной для огромного большинства мусульман политической платформе. У саудовцев против этого нет ничего, кроме гор бесполезного оружия, за которые заплачены горы нефтяных долларов, фактически украденных монархическим истеблишментом у мировой исламской общины. Аравия поменяет хозяев в считаные месяцы после возникновения в Передней Азии и Северной Африке суннитской империи, имеющей на базе Турции и Египта собственный ВПК и масштабный человеческий ресурс (в перспективе втрое больше, чем население Ирана). Как при этом меняется конфигурация силовых векторов в регионе?

С падением саудовского режима Израиль обречен, а Палестина интегрируется в этот проект, тем более что ХАМАС — изначально часть «Братьев-мусульман». Таким образом, перед Ираном вместо саудовской династии, не пользующейся никаким уважением мусульман мира и опирающейся только на неограниченный приток нефтяных денег и тесные связи с американским истеблишментом, возникает совершенно новый оппонент, претендующий на финальную интеграцию исламского мира.

Почему оппонент? Потому что шиитский Иран разрывает геополитически единый массив суннитского ислама, идущий от Атлантического океана до Тянь-Шаня и Гималаев в Евразии, Малайзии и Индонезии в Тихоокеанском регионе. Неизбежным становится шиитско-суннитский конфликт, в котором Ирану будут противостоять не какие-то смешные Катар и Эмираты — подголоски саудовцев, а двухсотмиллионная империя, опирающаяся практически на территорию бывшего Османского халифата и пользующаяся массовой поддержкой низов.

Вот почему Лавров обеими руками за Асада! Дело не в печальном примере Каддафи, а в ужасе, который Москва испытывает при мысли о восстановлении «Высокой Порты» в супермодернизированном виде.

А что же Запад? Он бережет Исламскую Республику как раз для этого будущего грандиозного конфликта. Руководство Западного мира не готово «слить» Иран сегодня, поскольку исламская улица, которая держится в напряжении в немалой степени благодаря оппозиции Тегеран — Эр-Рияд, в таком случае полностью выйдет из-под контроля глобальной Системы. Часть западного истеблишмента, включающая в себя также и определенную фракцию американских демократов во главе с Обамой, выступает за восстановление халифата как необходимого элемента будущей мировой системы (в конце концов, при Аббасидах и Османах халифат таковым и являлся на протяжении многих столетий). Запад беспокоит только революционный радикальный ислам, лучшим лекарством от которого его эксперты считают возвращение на землю мусульман иерархически выстроенной империи под эгидой суфийского традиционализма.

odnako.org