Террористическая группировка «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) объявила о присоединении к боевикам «Исламского государства» (ИГ), сообщил РИА «Новости» источник из силовых ведомств Узбекистана.
По его словам, в распоряжении правоохранительных органов республики оказались видео- и аудиоматериалы, подтверждающие участие членов ИДУ в совместных военных действиях на стороне ИГ. Сейчас, отметил он, «Исламское государство» активизировало вербовку и тренировку боевиков в приграничных районах Пакистана и Афганистана, поэтому узбекские спецслужбы усиливают антитеррористические меры. «Прежде всего, это улучшение работы агентурной сети. Мы должны работать на опережение, на несколько шагов вперед», — уточнил собеседник агентства.
О том, что «Исламское движение Узбекистана» решило присоединиться к боевикам ИГ, в конце прошлой недели заявил лидер ИДУ Усман Гази, его слова передавало «Радио Азаттык». В своей речи он отмечал, что его организация полностью поддерживает создание «халифата» в Ираке и Сирии.
ИДУ было образовано в конце 1980-х годов, костяк организации составили члены запрещенных в республике партий и движений. Первоначально они действовали в Ферганской долине Узбекистана, борясь за создание единого исламского халифата в регионе, но к началу 1990-х годов члены движения были вытеснены из страны.
К концу 1990-х они обосновались в Афганистане, где вместе с «Аль-Каидой» и движением «Талибан» противостояли объединенным международным силам. После начала антитеррористической операции в Афганистане в 2001 году и смерти военного лидера движения Джумы Наманганского остатки вооруженных формирований организации перебрались в зону свободных племен на севере Пакистана.
За 18 лет своего существования члены движения успели поучаствовать в нескольких вооруженных конфликтах, в том числе в гражданской войне в Таджикистане и Вазиристанских войнах, и организовали несколько терактов в Киргизии в начале 2000-х годов. Россия, страны Центральной Азии и США признали ИДУ террористической организацией, ее членов постоянно задерживают в Узбекистане.
В Ташкенте о появлении среди населения сторонников «Исламского государства» активно заговорили более месяца назад, когда в конце августа кто-то вывесил на мосту в столице флаг этой организации. Как рассказал «Интерфаксу» сотрудник местной полиции Самвел Петросян, акцию, предположительно, мог организовать одиночка, сочувствующий исламским ценностям. По его словам, организаторы провокации не сумели добиться какого-либо эффекта, поскольку большинство местного населения не знает арабского языка, из-за чего граждане вряд ли смогли понять смысл написанного на знамени халифата.
Акция была проведена за несколько дней до Дня независимости Узбекистана — 1 сентября. Накануне празднования президент республики Ислам Каримов встретился с богословами, попросив их предупредить граждан об опасности «Исламского государства». Во время своего обращения к духовным чинам он отметил недопустимость приближения к границам республики «непонятного, неизвестного ранее религиозного течения».
На следующий день в своем выступлении, посвященном 23-й годовщине независимости страны, Каримов уделил особое внимание теме безопасности Узбекистана, напряженности в странах Ближнего Востока и распространения экстремизма и терроризма.
По данным казахстанского политолога Ерлана Карина, которые приводит Tengri News, сейчас в рядах исламистов в Сирии воюют 250 выходцев из Казахстана, 100 — из Кыргызстана, 190 — из Таджикистана, 500 — из Узбекистана и около 360 — из Туркменистана. При этом, отметил он, официальные цифры, полученные от спецслужб, несколько меньше. Сейчас в Сирии сформирован узбекский отряд боевиков «Джамаат Имама Бухари», а к ИГ, возможно, присоединились члены таджикско-узбекской этнической группировки «Сабири Джамаат», добавил Карин.
В конце сентября в Сирии в результате бомбардировок международной коалиции погибли 17 граждан Узбекистана, воевавших на стороне исламистов. На YouTube выложено множество видеороликов, на которых граждане стран Средней Азии сражаются вместе с боевиками в Сирии.
Сейчас процесс исламизации происходит по всей Центральной Азии, утверждает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов. Это явление он связывает с обретением бывшими союзными республиками независимости, когда исчез жесткий контроль атеистических советских властей над религиозными конфессиями.
«В 1990-е годы, когда ситуация в экономике во всех республиках была аховая, руководители Центральной Азии вынуждены были допустить в жизнь своих республик разного рода миссионеров, среди которых были представители не только либеральных направлений», — рассказал журналист.
На этом фоне в Средней Азии активизировались не только националисты, но и антикоммунисты, которые призывали перейти к исламскому правлению. Ярче всего этот феномен проявился в Таджикистане во время гражданской войны, где одной из противоборствующих сторон были исламисты. В Узбекистане же в исламонаселенных регионах республики, вроде Ферганской долины, подобного года организации в начале 1990-х годов активно проводили митинги, однажды им даже удалось заставить Ислама Каримова поклясться создать исламское правление. Однако тогда все это закончилось репрессиями на религиозной почве.
Сейчас же растущая активность в мире исламистов в случае с Узбекистаном представляет значительную угрозу для Ислама Каримова и его окружения, утверждает председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль. «Раньше это исламское движение, с которым он боролся, ходило в детский сад. За эти годы оно выросло, ее члены превратились в профессионалов. А Ислам Каримов за это время состарился. Я думаю, что нынешние люди, которые бросили вызов режиму в Ташкенте, — они уже совершенно не то, с чем боролся Каримов в начале своего президентства», — отметил исламовед в разговоре с РП.
Джемаль считает, что эффективность борьбы узбекских властей не убедительна. В частности, Каримов, по его словам, имитировал покушения на себя. Среди таких терактов востоковед называет взрывы в Ташкенте, которые были «постановкой спецслужб для того, чтобы перейти к массовым расправам» — в результате в стране насчитывается более 70 тысяч политических заключенных.
«Нельзя забывать, что в Узбекистане есть „легионы смерти“ по латиноамериканскому образцу, состоящие из иностранных наемников. Они преданы лично Каримову и готовы устроить кровавую баню в случае массовых выступлений», — подчеркнул Джемаль, выразив опасения, что если исламисты в итоге дойдут до Узбекистана, в стране начнется массовое восстание, для которого уже подготовлена почва, а единственная проблема сейчас — организационная.
«Сейчас невооруженный народ ничего сделать не сможет. Но если туда войдут какие-то вооруженные отряды, сразу начнется системный кризис, распад силовых структур, тогда и поднимется волна народного гнева. А дальше уже надо будет смотреть, как будет складываться конъюнктура, выступит ли народ за образование исламского государства, либо же за иную форму правления», — добавил исламовед.
По мнению Куртова, вероятность вторжения исламистов в Узбекистан пока призрачная, но возможная угроза со стороны исламистов для режима Каримова всегда существует. Доказательством того он назвал Баткенские события 1999–2000 годов, когда боевики ИДУ пытались проникнуть на территорию республики.
Террористическая группировка «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) объявила о присоединении к боевикам «Исламского государства» (ИГ), сообщил РИА «Новости» источник из силовых ведомств Узбекистана.
По его словам, в распоряжении правоохранительных органов республики оказались видео- и аудиоматериалы, подтверждающие участие членов ИДУ в совместных военных действиях на стороне ИГ. Сейчас, отметил он, «Исламское государство» активизировало вербовку и тренировку боевиков в приграничных районах Пакистана и Афганистана, поэтому узбекские спецслужбы усиливают антитеррористические меры. «Прежде всего, это улучшение работы агентурной сети. Мы должны работать на опережение, на несколько шагов вперед», — уточнил собеседник агентства.
О том, что «Исламское движение Узбекистана» решило присоединиться к боевикам ИГ, в конце прошлой недели заявил лидер ИДУ Усман Гази, его слова передавало «Радио Азаттык». В своей речи он отмечал, что его организация полностью поддерживает создание «халифата» в Ираке и Сирии.
ИДУ было образовано в конце 1980-х годов, костяк организации составили члены запрещенных в республике партий и движений. Первоначально они действовали в Ферганской долине Узбекистана, борясь за создание единого исламского халифата в регионе, но к началу 1990-х годов члены движения были вытеснены из страны.
К концу 1990-х они обосновались в Афганистане, где вместе с «Аль-Каидой» и движением «Талибан» противостояли объединенным международным силам. После начала антитеррористической операции в Афганистане в 2001 году и смерти военного лидера движения Джумы Наманганского остатки вооруженных формирований организации перебрались в зону свободных племен на севере Пакистана.
За 18 лет своего существования члены движения успели поучаствовать в нескольких вооруженных конфликтах, в том числе в гражданской войне в Таджикистане и Вазиристанских войнах, и организовали несколько терактов в Киргизии в начале 2000-х годов. Россия, страны Центральной Азии и США признали ИДУ террористической организацией, ее членов постоянно задерживают в Узбекистане.
В Ташкенте о появлении среди населения сторонников «Исламского государства» активно заговорили более месяца назад, когда в конце августа кто-то вывесил на мосту в столице флаг этой организации. Как рассказал «Интерфаксу» сотрудник местной полиции Самвел Петросян, акцию, предположительно, мог организовать одиночка, сочувствующий исламским ценностям. По его словам, организаторы провокации не сумели добиться какого-либо эффекта, поскольку большинство местного населения не знает арабского языка, из-за чего граждане вряд ли смогли понять смысл написанного на знамени халифата.
Акция была проведена за несколько дней до Дня независимости Узбекистана — 1 сентября. Накануне празднования президент республики Ислам Каримов встретился с богословами, попросив их предупредить граждан об опасности «Исламского государства». Во время своего обращения к духовным чинам он отметил недопустимость приближения к границам республики «непонятного, неизвестного ранее религиозного течения».
На следующий день в своем выступлении, посвященном 23-й годовщине независимости страны, Каримов уделил особое внимание теме безопасности Узбекистана, напряженности в странах Ближнего Востока и распространения экстремизма и терроризма.
По данным казахстанского политолога Ерлана Карина, которые приводит Tengri News, сейчас в рядах исламистов в Сирии воюют 250 выходцев из Казахстана, 100 — из Кыргызстана, 190 — из Таджикистана, 500 — из Узбекистана и около 360 — из Туркменистана. При этом, отметил он, официальные цифры, полученные от спецслужб, несколько меньше. Сейчас в Сирии сформирован узбекский отряд боевиков «Джамаат Имама Бухари», а к ИГ, возможно, присоединились члены таджикско-узбекской этнической группировки «Сабири Джамаат», добавил Карин.
В конце сентября в Сирии в результате бомбардировок международной коалиции погибли 17 граждан Узбекистана, воевавших на стороне исламистов. На YouTube выложено множество видеороликов, на которых граждане стран Средней Азии сражаются вместе с боевиками в Сирии.
Сейчас процесс исламизации происходит по всей Центральной Азии, утверждает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов. Это явление он связывает с обретением бывшими союзными республиками независимости, когда исчез жесткий контроль атеистических советских властей над религиозными конфессиями.
«В 1990-е годы, когда ситуация в экономике во всех республиках была аховая, руководители Центральной Азии вынуждены были допустить в жизнь своих республик разного рода миссионеров, среди которых были представители не только либеральных направлений», — рассказал журналист.
На этом фоне в Средней Азии активизировались не только националисты, но и антикоммунисты, которые призывали перейти к исламскому правлению. Ярче всего этот феномен проявился в Таджикистане во время гражданской войны, где одной из противоборствующих сторон были исламисты. В Узбекистане же в исламонаселенных регионах республики, вроде Ферганской долины, подобного года организации в начале 1990-х годов активно проводили митинги, однажды им даже удалось заставить Ислама Каримова поклясться создать исламское правление. Однако тогда все это закончилось репрессиями на религиозной почве.
Сейчас же растущая активность в мире исламистов в случае с Узбекистаном представляет значительную угрозу для Ислама Каримова и его окружения, утверждает председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль. «Раньше это исламское движение, с которым он боролся, ходило в детский сад. За эти годы оно выросло, ее члены превратились в профессионалов. А Ислам Каримов за это время состарился. Я думаю, что нынешние люди, которые бросили вызов режиму в Ташкенте, — они уже совершенно не то, с чем боролся Каримов в начале своего президентства», — отметил исламовед в разговоре с РП.
Джемаль считает, что эффективность борьбы узбекских властей не убедительна. В частности, Каримов, по его словам, имитировал покушения на себя. Среди таких терактов востоковед называет взрывы в Ташкенте, которые были «постановкой спецслужб для того, чтобы перейти к массовым расправам» — в результате в стране насчитывается более 70 тысяч политических заключенных.
«Нельзя забывать, что в Узбекистане есть „легионы смерти“ по латиноамериканскому образцу, состоящие из иностранных наемников. Они преданы лично Каримову и готовы устроить кровавую баню в случае массовых выступлений», — подчеркнул Джемаль, выразив опасения, что если исламисты в итоге дойдут до Узбекистана, в стране начнется массовое восстание, для которого уже подготовлена почва, а единственная проблема сейчас — организационная.
«Сейчас невооруженный народ ничего сделать не сможет. Но если туда войдут какие-то вооруженные отряды, сразу начнется системный кризис, распад силовых структур, тогда и поднимется волна народного гнева. А дальше уже надо будет смотреть, как будет складываться конъюнктура, выступит ли народ за образование исламского государства, либо же за иную форму правления», — добавил исламовед.
По мнению Куртова, вероятность вторжения исламистов в Узбекистан пока призрачная, но возможная угроза со стороны исламистов для режима Каримова всегда существует. Доказательством того он назвал Баткенские события 1999–2000 годов, когда боевики ИДУ пытались проникнуть на территорию республики.
Виктория Кузьменко, rusplt. ru