Гейдар Джемаль объяснил «Собеседнику», кто может стоять за историей со свадьбой 17-летней чеченской девушки.
— По-моему, это вторжение в частную жизнь — вот и все. Мне кажется, что все эти вопросы недостойны того, чтобы в них вникал серьезный человек, — резко начал интервью для «Собеседника» российский исламский общественный деятель, председатель Исламского комитета России и политолог Гейдар Джемаль.
Напомним, в начале мая «Новая газета» опубликовала историю журналистки Елены Милашиной о том, как 57-летний (по другим данным — 46-летний) руководитель Ножай-Юртовского РОВД Чечни Нажуд Гучигов захотел жениться на 17-летней Хеде (Луизе) Гойлабиевой — в обход особого запрета главы Чечни Рамзана Кадырова на браки с несовершеннолетними.
Впоследствии сам Рамзан Кадыров подтвердил информацию о свадьбе, заявив, что его доверенные лица лично получили у родителей девушки согласие на брак.
— Девушка выходит замуж по собственному согласию. Исламское шариатское право позволяет, если первая жена осведомлена и согласна, взять мужчине в жены до четырех женщин — при условии, что человек способен содержать своих жен в абсолютно справедливом, равном достатке и выполнять свои обязательства перед ними, — отметил Гейдар Джемаль. Он также выразил уверенность в том, что свадьба, которая, как сообщили 15 мая СМИ, состоится в субботу, 16 мая, пройдет именно в рамках шариатского права, а не российского законодательства.
— Если бы он женился походом в ЗАГС, то, конечно, это было бы двоеженство, которое формально наказуемо по российскому закону [прим. ред.: по современному — нет]. Если он не идет в ЗАГС, а совершает никах [брак в исламе] с муллой и если он совершил первый никах также с муллой, то закону до этого никакого дела нет и быть не может, — пояснил «Собеседнику» глава Исламского комитета.
Между тем, по мнению Гейдара Джемаля, слухи о том, что Елене Милашиной могли угрожать чеченские правоохранители, преувеличены.— Я думаю, что это преувеличение. Милашина известна тем, что она постоянно пытается раскрутить и зацепить какую-нибудь феминистскую тему — постоянно ухватывается за что-то, — считает политолог.
Джемаль также отметил, что на сложившуюся ситуацию можно смотреть с разных точек зрения.— Понимаете, тут вопрос можно рассматривать с разных сторон: некоторые вообще игнорируют тему брака и агрессивно сосредотачиваются на том что, она [девушка] выходит замуж за кадыровца. Допустим, «лес» [вооруженные формирования в Чечне, не признающие официальную власть и ведущие подпольную деятельность в горах Северного Кавказа], вооруженная оппозиция [чеченская], радикальные мусульмане — они, например, вообще не понимают, о чем идет речь. Для них шариатское право — это норма, кадыровец для них вообще не человек, для них он вероотступник. Кадыровцев они называют муртадами. На этом основании эти группы плохо относятся ко всей этой истории. Так что есть и такой подход. А есть попытка московской либеральной тусовки влезть в постель к юной девушке — это совсем другой подход, — сказал председатель Исламского комитета России.
По словам Джемаля, нельзя полностью отрицать и конспирологическую версию, заключающуюся в том, что история со свадьбой была создана искусственно — чтобы отвлечь внимание общественности от расследования убийства Бориса Немцова, где главные фигуранты дела — представители чеченских правоохранительных структур.
— Ну там есть еще убийство Джамбулата Дадаева... Я считаю вполне вероятным, что Милашину могли втемную использовать, чтобы раскрутить такую «отвлекаловку» для общественного мнения. Трудно на самом деле сказать, откуда все это идет: обе стороны конфликта — и Кадыров, и федеральные силовики — получили указание разойтись по углам ринга. Вполне возможно, что здесь две стороны заинтересованы в том, чтобы «затереть» общественное внимание в данном секторе, — сказал «Собеседнику» политолог.
— Вообще, вся эта история внимание общества от Чечни не отвлекает, а наоборот, привлекает его: все говорят о чеченцах, о шариате... Понимаете, «медийные» спецоперации — они бывают настолько хитрыми и многослойными, что сказать, как это пропекалось и готовилось, затруднительно. Это может быть как неадекватность Милашиной, которая захотела вцепиться в какую-то феминистскую тему, так и сложенная в Москве или Грозном постановка, где она просто инструмент и винтик, — заключил Гейдар Джемаль.
Гейдар Джемаль объяснил «Собеседнику», кто может стоять за историей со свадьбой 17-летней чеченской девушки.
— По-моему, это вторжение в частную жизнь — вот и все. Мне кажется, что все эти вопросы недостойны того, чтобы в них вникал серьезный человек, — резко начал интервью для «Собеседника» российский исламский общественный деятель, председатель Исламского комитета России и политолог Гейдар Джемаль.
Напомним, в начале мая «Новая газета» опубликовала историю журналистки Елены Милашиной о том, как 57-летний (по другим данным — 46-летний) руководитель Ножай-Юртовского РОВД Чечни Нажуд Гучигов захотел жениться на 17-летней Хеде (Луизе) Гойлабиевой — в обход особого запрета главы Чечни Рамзана Кадырова на браки с несовершеннолетними.
Впоследствии сам Рамзан Кадыров подтвердил информацию о свадьбе, заявив, что его доверенные лица лично получили у родителей девушки согласие на брак.
— Девушка выходит замуж по собственному согласию. Исламское шариатское право позволяет, если первая жена осведомлена и согласна, взять мужчине в жены до четырех женщин — при условии, что человек способен содержать своих жен в абсолютно справедливом, равном достатке и выполнять свои обязательства перед ними, — отметил Гейдар Джемаль. Он также выразил уверенность в том, что свадьба, которая, как сообщили 15 мая СМИ, состоится в субботу, 16 мая, пройдет именно в рамках шариатского права, а не российского законодательства.
— Если бы он женился походом в ЗАГС, то, конечно, это было бы двоеженство, которое формально наказуемо по российскому закону [прим. ред.: по современному — нет]. Если он не идет в ЗАГС, а совершает никах [брак в исламе] с муллой и если он совершил первый никах также с муллой, то закону до этого никакого дела нет и быть не может, — пояснил «Собеседнику» глава Исламского комитета.
Между тем, по мнению Гейдара Джемаля, слухи о том, что Елене Милашиной могли угрожать чеченские правоохранители, преувеличены.— Я думаю, что это преувеличение. Милашина известна тем, что она постоянно пытается раскрутить и зацепить какую-нибудь феминистскую тему — постоянно ухватывается за что-то, — считает политолог.
Джемаль также отметил, что на сложившуюся ситуацию можно смотреть с разных точек зрения.— Понимаете, тут вопрос можно рассматривать с разных сторон: некоторые вообще игнорируют тему брака и агрессивно сосредотачиваются на том что, она [девушка] выходит замуж за кадыровца. Допустим, «лес» [вооруженные формирования в Чечне, не признающие официальную власть и ведущие подпольную деятельность в горах Северного Кавказа], вооруженная оппозиция [чеченская], радикальные мусульмане — они, например, вообще не понимают, о чем идет речь. Для них шариатское право — это норма, кадыровец для них вообще не человек, для них он вероотступник. Кадыровцев они называют муртадами. На этом основании эти группы плохо относятся ко всей этой истории. Так что есть и такой подход. А есть попытка московской либеральной тусовки влезть в постель к юной девушке — это совсем другой подход, — сказал председатель Исламского комитета России.
По словам Джемаля, нельзя полностью отрицать и конспирологическую версию, заключающуюся в том, что история со свадьбой была создана искусственно — чтобы отвлечь внимание общественности от расследования убийства Бориса Немцова, где главные фигуранты дела — представители чеченских правоохранительных структур.
— Ну там есть еще убийство Джамбулата Дадаева... Я считаю вполне вероятным, что Милашину могли втемную использовать, чтобы раскрутить такую «отвлекаловку» для общественного мнения. Трудно на самом деле сказать, откуда все это идет: обе стороны конфликта — и Кадыров, и федеральные силовики — получили указание разойтись по углам ринга. Вполне возможно, что здесь две стороны заинтересованы в том, чтобы «затереть» общественное внимание в данном секторе, — сказал «Собеседнику» политолог.
— Вообще, вся эта история внимание общества от Чечни не отвлекает, а наоборот, привлекает его: все говорят о чеченцах, о шариате... Понимаете, «медийные» спецоперации — они бывают настолько хитрыми и многослойными, что сказать, как это пропекалось и готовилось, затруднительно. Это может быть как неадекватность Милашиной, которая захотела вцепиться в какую-то феминистскую тему, так и сложенная в Москве или Грозном постановка, где она просто инструмент и винтик, — заключил Гейдар Джемаль.
Иван Генералов, «Собеседник»