Антисионизм и еврейский пацифизм
Антисионизм и еврейский пацифизм
Саммит стран — членов ОИК вызвал целый шквал возмущения в мире. Несколько недель мировые средства массовой информации пережевывали одну и ту же тему, — антисемитские высказывания премьер-министра Малайзии Мохаммеда Махатхира. В России возмущались не только тем, что Махатхир позволил себе жесткую критику Израиля, но и тем, что на саммите присутствовал президент России Путин и не только не дал отповедь малайзийскому премьеру, но и заявил, что еще не бесполезно выслушать и такое мнение.
Путина трудно заподозрить в латентной юдофобии, ну, в конце концов, не на дуэль же ему вызывать главу принимавшей его страны. А вот большинство журналистов вовсе не обратили внимание на то, что же все-таки сказал Мохаммед Махатхир. Он как раз призвал мусульман бороться с сионизмом не военными методами, а наращивая интеллектуальное превосходство. Кроме того, Махатхир отметил, что далеко не все евреи поддерживают агрессивную политику сионизма.
Еврейство и антиарабская политика Израиля — это действительно особая тема. В России как-то привыкли ставить знак равенства между сионистами и евреями, между тем внутри самого еврейства сионизм имеет критиков как слева так и справа.
О левых противниках сионизма внутри израильского общества широко известно. Они прошли сложный эволюционный путь. Стартовав когда-то как самые последовательные сторонники создания еврейского государства, левые евреи выступили в дальнейшем и за создание суверенной Палестины. В 80-е начало 90-х годов их позиции были особенно сильны. Именно тогда появились договоренности в Осло, была сформирована Палестинская автономия, Ясир Арафат из террориста № 1 превратился в нобелевского лауреата, а между Израилем и Палестиной на несколько лет воцарился относительный мир. Он закончился с приходом к власти консерватора Ариэля Шарона. Левые утратили свою популярность в Израиле и к настоящему моменту перестали играть ведущую роль во внутренней политике. При всем при этом необходимо отметить, левые политики в Израиле никогда не выступали против самого существования Израиля.
Намного реже можно слышать, что у Израиля есть противники в среде иудейских фундаменталистов.
Самое известное еврейское антисионистское движение «Натурей карта». Ортодоксы из «Натурей карта» являются противниками именно государства Израиль, так как согласно вероучению евреев утрата собственного государства, изгнание, — высшее наказание за грехи, результат действия метафизических сил. Это не может быть исправлено с помощью оружия, политических усилий и других земных средств. Любую попытку евреев утвердится военным или политическим путем на территории Палестины эти крайние ортодоксы считают нарушением предписаний Торы.
Что касается их отношения к палестинцам, то члены «Натурей карта» признают их право жить на этой земле и считают, что сами палестинцы должны решать могут ли какие-либо еврейские общины жить среди них.
Еврейские антисионисты не раз встречались с мусульманскими лидерами причем не только с лидерами Палестины и в целом ряде вопросов «Натурей карта» солидаризируется с позицией мусульман. Представители «Натурей карта» существует не только в Израиле их представители действуют и на территории США и в Европе, но в Израиле эти люди находятся под жестким прессингом. Известны случаи, когда при попытки проводить те или иные мероприятия их просто избивали.
В последние годы все четче выявляется новое антисионистское движение в самом Израиле. Как не удивительно, но это антисионистское движение зародилось в недрах израильской армии, то есть в пространстве, которое еще пятнадцать лет назад в советской публицистике называли не иначе как израильская военщина.
Вооруженные силы еврейского государства всегда боролись с солдатами и офицерами, которые по соображениям морали и гуманизма отказывались участвовать в карательных акциях против арабского населения. Долгое время эта борьба была успешной, отказники были единичным явлением.
В конце 1970-х годов, когда адвокат Авиад Висоли служил офицером в подразделении 8200, вместе с ним на ночное дежурство заступил сержант. В тот вечер они занимались обработкой информации, поступавшей на базу.
Во время их дежурства поступила информация, не соответствовавшая политическим взглядам этого сержанта, и он отказался выполнить приказ. Авиад Висоли отстранил его с дежурства, подал на него по всей форме рапорт, и сержант предстал перед военным трибуналом. Было отдано указание обратить внимание и тщательно проверить работу этого сержанта. Было также указано, что поскольку он занимается сбором и обработкой секретной информации, то он, из-за своих политических взглядов, может нанести ущерб обороноспособности страны. Этот сержант вышел в отставку и стал известным писателем. Этого человека зовут Давид Гроссман.
Спустя пять лет, во время войны в Ливане, старший офицер Амрам Мицна отказался возвращаться в Ливан, пока не уйдет в отставку министр обороны Ариэль Шарон. Он выступил с резкой критикой против министра обороны — Шарона, которая по «неизвестным каналам» дошла до прессы.
Еще один офицер, полковник Эли Гева, отказался выполнять приказ о взятии Бейрута, так как это противоречило его политическим убеждениям. Рафаэль Эйтан (Рафуль), начальник генерального штаба, немедленно выгнал его из армии, расторг с ним все договора и списал из кадров армии. После этого случая Эли Геву не призывали даже для похождения резервистских сборов. А самому Эли Геве даже не позволили проститься со своими солдатами.
Необходимо отметить, что отказывались подчиняться вовсе не кисейные барышни, впервые понюхавшие порох. Просто методы которыми их понуждали бороться с арабами переходили все мыслимые пределы. Чего стоит знаменитый приказ отданный Ицхаком Рабиным в пору первой интифады. Он приказал, чтобы детям кидавшимися в военных камнями переломали руки, его приказ полковник Йегуды Меир выполнил буквально. Не забывайте, что Рабин имел репутацию миротворца, только по этому уже можно представить какие приказы исходили от офицеров не имевших такой репутации.
Пока случаи отказов выполнять приказы были единичными, с ними боролись традиционным методом, отказников отдавали под суд, но когда эти случаи участились, это стали расценивать как грубейшее нарушение дисциплины. Ослабевшие репрессии против отказников повлекли за собой новые отказы. До того отказывались лишь самые решительные офицеры, которые понимали, что придется отсидеть в тюрьме и сознательно шел на это.
Вторая интифада вызвала уже целый шквал отказов воевать против палестинцев. В 2002 году уже пятьдесят офицеров-резервистов отказались участвовать в карательных операциях на территории Палестинской автономии. Они заявили, что не хотят воевать за то, чтобы «получить превосходство над целым народом, лишить его средств к существованию, унизить и изгнать с родной земли».
Если в первую интифаду протест был уделом единичных офицеров низшего и среднего звена, то на этот раз уже бывший глава службы внутренней безопасности Израиля Ами Айялон выразил поддержку протестующим, заявив, что крайне обеспокоен растущим числом безоружных палестинских детей, попадающих под пули израильских военных.
Отказников пытались представит отребьем, утверждали, что это не настоящие военные, а запасные резервисты, но вслед за ними уже девятнадцать кадровых офицеров ВВС (наиболее элитарный род войск в Израиле) отказались бомбить палестинские территории.
Всего в Израиле набралось несколько сотен офицеров не желающих участвовать в убийствах палестинского населения. Для маленькой страны не такая уж маленькая цифра. Пытаясь заделать брешь в офицерском корпусе израильское военное руководство предложило участвовать в карательных операциях наемникам из России. Российское законодательство запрещает наемничество и потому этот факт усилино скрывают. Российские офицеры выезжают на Ближний Восток под видом туристов, а если информация о том, чем они действительно занимались во время «турпоездки» всплывает, то ей не дают здесь хода.
Израильских военных трудно заподозрить в ненависти к своему государству, конечно же, они не антисионисты, но то, что число отказников ширится свидетельствует, что и в самом Израиле появилось осознание, что его политика — это одна из самых варварских форм империализма, не связанная, по большому счету, с вопросами безопасности самих евреев.
24 сентября 2003 г.