О празднике 8 марта

08 марта 2014

Как мусульманин я вообще не считаю праздниками ничто из того, что имеет основание не в Исламе, потому что отмечание дней такого рода и превращение их в праздники имеет зороастрийское происхождение. Оно связано с культом времени и культом определенных дней солнечного календаря, в то время как наши мусульманские праздники привязаны к лунному циклу. Поэтому они не имеют ничего общего с космическим ритмом и космическим круговоротом вечного возвращения, носят не природный, а теологически-концептуальный характер и не зависят от состояния космоса.

Космические праздники ритуального характера, привязанные к солнечному календарю, — это наследие зороастрийской культуры, в которой у каждого дня из 365 был свой ангел — фаришта, отвечавший за этот день, и год вращался как карусель, когда один и тот же день, один и тот же ангел, оказывается через полный оборот в одной и той же точке. Поэтому каждый день имел значение и был одним из ритуальных праздненств.

К космическим праздникам относится и 8 марта, поскольку и в календаре православной церкви это некая дата. 8 марта, таким образом, имеет двойной характер: это левый красный праздник, приуроченный к первой забастовке ткачих в Чикаго в 1887 году, он институциализирован Кларой Цеткин как первое вхождение женщин в политическую борьбу. Второй аспект этого праздника — религиозный. Это делалось часто, поскольку левые нередко ставили на место сакральных дат собственные праздники.

Тем не менее, нынешнее состояние общества с его постсоветским менталитетом очень хорошо демонстрирует амбивалентность такого подхода: одни и те же дни кто хочет, празднует, как бывшие советские праздники, кто — как православные. Все это свидетельствует о глубоко укорененном языческом отношении ко времени как к круговороту, как к некоему циклу, и возвращает нас к тем бедуинам, которые, как приводится в Коране, отказывались поклониться Всевышнему Аллаху, говоря: «Мы живем и умираем, и убивает нас только время». Таким образом, празднование подобных дат сопряжено с непониманием природы длительности, с идолопоклонством, с отказом от исповедания веры в Единого Бога.