Россия и мировой кризис

16 ноября 2006

Россия и мировой кризис

Не секрет, что сознание подавляющего большинства ныне живущих людей определяется устойчивым мифом о «современности». Есть, согласно этому мифу, некая актуальность, которая противостоит мраку, предрассудкам и заблуждениям, наполнявшим мировую историю в прошлом. Тогда было архаическое варварство, вера в плоскую землю и геоцентрическую систему мира, сегодня — демократия, спутники, ядерное оружие и т. п.

При желании можно отметить, что этот образ современности как крепости разума, окруженной враждебным морем прошлого, любопытно напоминает зороастрийскую дихотомию, в которой светлая страна мудрецов и земледельцев противостоит кочевым толпам Хаоса. Впрочем, этот иранский концепт слишком близко связан с темой мировых цивилизационных проектов, на фоне которых только и следует рассматривать грандиозный и до сих пор малопонятный феномен России.

Современность, на самом деле, есть некий преходящий этап внутри динамики противоборствующих тысячелетних проектов, определяющих лицо Евразии. Назовем эти проекты «культурными заданиями». Они постоянны, не зависят от вкуса и моды, стоят над политической конъюнктурой и определяют мегастратегию подлинных господ жизни в масштабе целого эона. С этой точки зрения, Александр Македонский или Чингисхан такие же участники моментального группового снимка политиков планеты как, например, Сталин. Чингисхан и Сталин находятся в одном срезе актуальности не метафорически, а как реальные актеры, участвующие в одной и той же драме. В обозримой истории «Большого мира» — Евразии — было четыре главных «культурных задания».

Первое воплощается в протоэллинизме: Герой (человек!) против вселенского Хаоса, драматическим выражением которого для живых существ является неумолимый рок.

Второе ассоциируется с Ираном: Бог против хаоса (рока). Световое существо, воплощающее принцип блага обеспечивает на земле возможность оседлому обществу позитивных ценностей (см. выше) противостоять беззаконию номадических орд. Иран против Турана!

Третье «культурное задание» принадлежит Китаю: рок — не хаос, а веление Неба. Ему надо беспрекословно подчиняться, а от героизма происходят все беды.

Эти три проекта заданы изначально сквозь всю обозримую даль веков. Потребовался титан Александр Македонский, чтобы объединить цивилизационно два первых проекта в четвертый и тем самым породить «культурное задание» письменной (т. е. рациональной) истории: Герой и рок вместе, на одной стороне. Это означает Империю, общество, организованное человечество, которое само для себя является законом, роком, автономным антропогенным космосом. После Македонского стал возможен Рим во всех его измерениях и проекциях.

Феномен России в том, что она противостоит всему этому. Ее «культурное задание» (идущее от почвы, а не от руководства) — это коллектив, который выбирает хаос. Не одиночка против рока, не герой заодно с законом (профанически тиражированный Голливудом вариант), не китайское блаженно уничиженное поклонение Небу...

Россия — «туманная Похъёла» финского эпоса, ледяная пустыня, продуваемая арктическим ветром. Где-то в сердце тьмы, среди торосов злобная старуха Лоухи (закон и порядок) скрывает чудесную мельницу Сампо — инструмент изобилия. Эту мельницу могут добыть только мудрец, могучий Вяйнемяйнен, чьим заклинаниям покорны стихии, и его спутник и соратник удалой боец Леммикяйнен: мы узнаем эти образы в Илье Муромце и Добрыне Никитиче, но главное, мы узнаем их в мудром Сталине и бесчисленных Чкаловых, сталинских соколах, отправившихся в полет за сказочной Сампо.

Великая территория северной Евразии объединяет в условный «политический суперэтнос» племена, ни одно из которых не было удостоено визита Прометея, не получило в дар божественного огня и не смогло подняться до уровня организованного общества, которое не зависит от космической энтропии и плевать хотело на вьюгу за слюдяным окошком избы. В этой холодной пустыне можно выживать, только пустив в свою душу хаос и беззаконие, став одно с ними. Поэтому для мировой цивилизации Россия была, есть и будет «черной дырой». Не метафорически — дескать, плохие большевики или коррупционные чиновники, — но онтологически. Дух России отрицает «культурные задания», которые выглядят красиво в толстых академических томах с позолоченными переплетами, но которые для человечества, скорее всего, формулирует Сатана. Ибо все четыре вышеупомянутых проекта, обрисовывающих лицо умопостигаемой рациональной Евразии, в конечном счете, оказываются ловушками, тупиками. Любой из этих глобальных цивилизационных выборов вытягивает пустышку. Герой проигрывает року в Элладе, анонимный и безликий крестьянин проигрывает року на берегах Хуанхэ, а что касается Ирана, Ахура-Мазда его давно покинул. Лишь духовные наследники Рима (проект А. Македонского) все еще скалят зубы и рычат, однако и они обречены.

Чего у современности не отнять, так это ее таланта ко лжи и страсти к срыванию «всех и всяческих масок». Сегодня мы видим, как кончается срок одной из талантливейших мифологем, сочиненных Западом: о гражданском обществе как общем деле всех. С современной цивилизации сползает отыгравшая свое маска демократии. Планетарный социум определяется в наши дни абсолютным противостоянием избранных, утвердивших себя в качестве носителей смысла человеческой истории (своеобразный ноосферный клуб, которому доступно все), — и остального человечества, которое из этой самой истории мягко (но с возрастающей твердостью) выталкивается мировой суперэлитой.

В этом контексте Россия приобретает статус той третьей точки, которая минимально необходима для стабильности конструкции. Ее метафизическая беззаконность становится источником силы. Россия, именно в своей уникальной композиции запредельных людей и беспредельных пространств, преобразует навязанный извне статус «черной дыры» в эксклюзивный ареал неопределенности, которую злопыхатели в порядке доноса называют «непредсказуемостью».

Мировой правящий класс, в принципе, достаточно давно угадал метафизическую природу нашей страны и даже использовал ее с помощью своих политтехнологий. Навязанные стране внешние управители (всегда культивирующие «народность» и державный патриотизм как бренд правящей команды) руководили Россией в режиме контролируемого беззакония. Они понимали опасно антигуманную стихию этой земли, ее сопричастность убийственному открытому космосу. Однако беззаконие сверху всегда осуществлялось в России в интересах мировой тирании; строители колониальных империй умели использовать «черную дыру» как рессору, благодаря упругости которой не ломался мировой порядок.

Только большевики впервые — пусть на короткий момент — смогли опереться на ресурс русского духа. Страна стала лидером всех угнетенных, что превратило ее из относительного захолустья, впечатляющего только своей величиной и предполагаемым обилием медведей на городских улицах, в сверхдержаву еще до создания межконтинентальных ракет. Однако, «Вяйнемяйнен» в золотых погонах генералиссимуса обманул народ-победитель и заново договорился с мировым порядком. Последствия этой контрреволюции нашли окончательное выражение в итогах проигранной Москвой холодной войны.

XXI век неизбежно должен стать временем мировой гражданской войны, идущей между планетарным верхом и планетарным низом. Фронт пройдет через нации, племена, кланы и семьи. В этой войне не будет ни Востока, ни Запада, не будет цивилизаций и их пресловутого столкновения. Будет только борьба за то, кто выразит смысл Истории. Борьба за утверждение окончательного приоритета того или иного типа сознания. «Избранные» выдвигают проект реализации рациональной ноосферы, подчиненной новым героям. Впечатляющий проект: окончательное торжество героя над хаосом. Вселенская империя.

Обездоленные и те, кто с ними, — это армия Бога. К ним и ради них приходил мессия Иисус. Их Бог — Бог пророков, включая последнего из них, Мухаммада, чьей общине сегодня дают «культурное задание» Сенат и Капитолий заокеанского Рима.

Россия в этой великой борьбе между полюсами человеческого потенциала должна превратиться в «третью фазу», иными словами, вновь возглавить мессианские религиозные чаяния всего человечества, стать геополитической цитаделью будущей теологии освобождения. Именно в этом сила России, ее неиссякаемый ресурс, который один лишь в северной Евразии может быть конвертирован в чудесную продуктивность «мельницы Сампо». Стать «империей бедных» означает выйти на алхимический источник чистого золота. Альтернативы для выживания в качестве субъекта мировой политики у нашей страны нет.

16 ноября 2006