Смысл визита Папы римского в Азербайджан

27 мая 2002

Смысл визита Папы римского в Азербайджан

Уже не первый раз понтифик посещает мусульманские страны. Многим памятен его визит в Иорданию вскоре после прихода к власти сегодняшнего монарха. В этом же ряду идет и посещение Папой Казахстана, увековеченное удачной фотографией, обошедшей мир: Нурсултан Назарбаев согнувшись и чуть ли не стоя на коленях то ли снимает пылинку со святейшей сутаны, то ли целует перстень на руке наместника Христа. Во всяком случае в отсталых и глубоко феодализированных республиках бывшего СССР коленопреклоненность их президентов перед космическим начальством вызывает не столько возмущение, сколько наоборот чувство политического комфорта. Колониальное сознание нуждается в подтверждении легитимности своих компрадорских руководителей со стороны общечеловеческих боссов.

Нет сомнения в том, что приезд Папы в Центральную Азию содействовал успехам христианских миссионеров в этих полушаманских землях. Понятно, что в Казахстане и Киргизии, где представления об исламе крайне слабы, а местная интеллектуальная элита выкошена Сталиным еще до Второй мировой войны, нет иммунитета против давления иудео-христианского экуменизма. Удивительно другое. Некоторый успех христианская проповедь имеет и в Азербайджане, стране с богатыми культурными и религиозными традициями, собственной интеллигенцией, устойчивым национальным самосознанием. По некоторым данным на 2001 год в христианство обратились порядка 18 000 азербайджанцев. Большинство из них — это люмпены, получающие от западных миссионеров денежные подачки. Однако крайне тяжелое материальное положение, в котором находится население республики, естественно не является смягчающим обстоятельством для этих людей. Тем более, что помимо них к конверсии в христианство проявляет интерес и бакинская буржуазия — люди, материально чувствующие себя относительно привольно. Ясно, что толкает азербайджанских компрадоров на духовный конформизм. Этим торгашам с короткими пальцами, их женам и дочерям с паразитической самочьей психологией и глубоко укорененными в крови левантийскими инстинктами, крайне дискомфортно находится в среде мусульман с их жесткой этической дисциплиной, дистанцированностью от «пути всякой плоти», политическим радикализмом (или хотя бы тенью такового!). Левантийский буржуа с ужасом представляет себя в обществе бородатого с впалыми щеками и чистым огнем в глазах радикала, готовящегося стать шахидом. Христианство обещает ему культурный общечеловеческий комфорт, этическую вседозволенность, включенность в глобальные торговые сети (самое главное!).

Понятно, что цель Папы в его приезде на азербайджанскую землю — поддержать именно эту публику. Ватикан действительно проводит наступательные мероприятия по всему миру. Католическая агентура подкупает дошедших до отчаяния и сошедших сума от голода кули в Бангладеш, переходящих в христианство за мешок муки или ампулы дефицитного лекарства для умирающего ребенка. Не менее активную работу Ватикан проводит и на православных землях — на Украине, в России, в Румынии... Тысячи люмпенов, ставшие в очередь к воротам миссии за миской супа — это не потеря для собственной веры: ни ислам, ни православие не станут слабее духовно от того, что человеческая солома будет выметена из их пространств. Здесь важно другое. Католики не приобретают души, они создают конфессиональные анклавы на территориях, куда раньше они и сунуться не смели.

Азербайджан является естественным и ожидаемым пунктом во вселенском маршруте понтифика. Это ключевая страна для судеб большого Кавказа, перекресток традиций и влияний и, кроме того, северный фланг охвата Ирана, который сегодня все еще продолжает оставаться антизападной крепостью на Среднем Востоке. Все это понятно. Любопытно другое: зачем самому Азербайджану, его высшему политическому руководству этот визит? С нашей точки зрения, Азербайджан сегодня пытается сделать ставку на другой аспект политического имиджа Ватикана: его антиамериканизм. В условиях, когда в США идет массовая компания против католических священников-педофилов, когда тысячи малолетних провокаторов, натасканных ФБР, предъявляют через суд миллиардные иски американскому католицизму, приглашение Папы имеет отчетливый глобалистский антиамериканский привкус. Мировая армянская диаспора теснейшим образом связана именно с США, с «национальной» судьбой последней сверхдержавы. Америка же сегодня отчетливо дала понять, что в вопросе Карабаха выступает за сохранение статус-кво, иными словами за продолжающееся отчуждение азербайджанской территории. Это было практически продемонстрировано выделением двухсот миллионов долларов карабахскому режиму «на решение социальных проблем Степанокерта». Помимо того, что этот финансовый жест является грубейшим вмешательством во внутренние дела Азербайджана, это еще и перечеркивание всех дипломатических усилий Гейдара Алиева, направленных на сближение Баку и Вашингтона и обретение за океаном опоры для решения национальной проблемы Азербайджана. (Кстати, это должно показать азербайджанцам, что их ждет в случае прихода к власти американской марионетки Расула Гулиева, какое отношение к карабахскому вопросу они могут от него ожидать!) Итак, Азербайджан решил присоединиться к глобальной игре против «сияющего города на горе» — США.

27 мая 2002 г.