Политический Ислам и проблема легитимности в современном мире
Выступление Председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля на сессии 24-го Международного конгресса исламских сообществ (30.11.2015). Тема доклада: «Политический Ислам и проблема легитимности в современном мире».
Во имя Господа Всемилостивого и Всемилосердного!
Мой доклад называется «Политический Ислам и проблема легитимности в современном мире». После 1945 года, после двух мировых войн, в мире окончательно утвердился светский (секулярный) мировой порядок, который установил новую политическую норму легитимности, в соответствии с которой политический режим будет осужден как нелегитимный, если он не вписывается в общую мировую либеральную структуру. Если же режим в неё встроен, то он будет считаться легитимным даже если во главе его стоят мерзавцы. Этой нормой является секуляризм. Что такое секуляризм? Это не только простое отделение религии от государства, не атеизм в квадрате. Мы считаем, что секуляризм это встраивание религии, как института, в мировую систему, при котором религия теряет свою сущность как средство спасения. Так, к примеру, Ватикан стал просто одним из строителей мирового общества и ничего больше. Такая постановка вопроса делает совершенно невозможным какой-либо компромисс мирового либерального порядка с Исламом как с политическим субъектом, т. к. Ислам оказывается единственной силой, настаивающей на объективной природе Духа, объективной сущности религии, которая не может быть просто частью искусственно созданной вавилонской башней мировой системы, а существует независимо и вне её. Когда вопрос ставится таким образом, никакие дискуссии между либеральным мировым порядком и Исламом вестись не могут, т. к. либеральный мировой порядок не может понять и принять Ислам как сущность религиозного мировоззрения.
Человечество находится сейчас в состоянии глубокого кризиса, политического и экономического. У этого кризиса есть две основные причины. Первая причина заключается в том, что 80% человечества не согласны с либеральным пониманием смысла жизни, не согласны с либеральным мировым порядком, существующим de facto, не согласны с тем, что они часть этого порядка. Эти 80% представляют собой униженную и бесправную «мировую улицу». Кризис растет и многим из тех, кого сейчас можно отнести к среднему классу, грозит быть вытолкнутыми на «мировую улицу», на обочину исторического процесса; рост бедноты и рост кризиса будут взаимно влиять и взаимно увеличивать друг друга. Приведем несколько цифр: в 1970 году, когда СССР был в зените своей мощи, 1% человечества, правящий класс, владел 20% мировых богатств, в наши дни этот 1% владеет 90% мировых богатств. Так что за 40-50 лет, с закатом и последующим распадом СССР, правящие элиты взяли себе столько богатств, такую существенную часть экономических ресурсов, которая в 5-6 раз превышает то, что было два поколения назад.
Но это только одна сторона кризиса. Вторая же сторона в том, что либеральный мировой порядок наступает повсюду и утверждает себя в том числе и военным путем. Либеральный порядок не принимает позицию мусульман и стремится лишить их идентичности. Мусульмане пытаются сопротивляться и мировой порядок наказывает их за это. Теперь уже не ведутся разговоры об этичности применяемых методов — еще одно поколение назад, во времена моей молодости, сопротивление мусульман называлось антиколониальной борьбой, теперь же это терроризм и экстремизм. Либеральным порядком создан бренд «исламской угрозы» или «исламофашизм», с помощью которого Ислам демонизируется. И этот бренд ставит мусульман в позицию тех, кто оправдывается, тех, кто просит прощения, т. е. либеральный порядок стоит в активной позиции, в роли судьи. При сохранении этого status quo Исламская умма не может стать политическим субъектом.
Что же мы, мусульмане, должны предпринять? Я думаю, это очевидно — мы должны стать образцом для этих 80% униженных, вытесненных из истории людей и быть авангардом в их борьбе с мировой системой. Без вовлечения в борьбу всех протестных сил мы не сможем вернуть себе ту политическую легитимность, которая была у нас 90 лет назад. Посмотрите, как за эти 90 лет, которые прошли с момента ликвидации Халифита, Ислам стал ограничен и демонизирован! Халифат абсолютно не приемлем для либерального мира, т. к. он делает умму политическим игроком. Поэтому мы должны стать ведущей частью всех протестных сил, а не просто конфессией, закрытой для проблем не относящихся к ней людей. После того как левые силы ушли с политической сцены, после того как марксизм стал шуткой, только Политический Ислам может стать той силой, которая поведет человечество к триумфу над либеральным сатанизмом!
Аллаху Акбар!