Будущее ислама в России: чего ждать?
Каким будет ислам в России и в мире, насколько совместимы ислам и либерализм, и справится ли наша страна с радикальными течениями? Эти вопросы Сергей Медведев обсудил с руководителем Центра арабских и исламских исследований Института Востоковедения РАН Василием Кузнецовым, арабистом, старшим преподавателем кафедры департамента политических наук НИУ ВШЭ Леонидом Исаевым и политологом, председателем Исламского комитета Гейдаром Джемалем.
Медведев: Начать я хочу вот с этой книги Мишель Уэльбек «Покорность». Само слово «ислам» означает в переводе с арабского «покорность», и это же название последнего романа Мишеля Уэльбека, который по страшному совпадению вышел во Франции 7 января 2015 года, в тот самый день, когда случился расстрел карикатуристов Charlie Hebdo. И это роман в жанре фантастики, или антиутопии, или утопии, который исходит из того, что в 2022 году во Франции легальным путем приходит к власти президент-мусульманин, и страна начинает меняться на глазах. Так что, мне кажется, это было бы хорошей точкой отсчета для нашего разговора.
Вообще, вы считаете возможным такой сценарий, что в какой-то из европейских стран, или скажем, даже в России, в 2022 или в 2030 году, придет мусульманская партия и президент-мусульманин?
Джемаль: Понимаете, если там приходит к власти президент-мусульманин, очевидно, это предполагает, что за него проголосовало большинство электората. То есть это предполагает кардинальное изменение электорального состава, 2022 год это, пожалуй, слишком оптимистично для ислама.
Ну почему обязательно изменение электората? Вот скажем, Путин назначает преемником Рамзана Кадырова?
Джемаль: Я думаю, что это нереально совершенно. Абсолютно нереально, потому что даже в советские времена идея назначить Генеральным секретарем Гейдара Алиева была в рамках Президиума ЦК…
Была поднята?
Джемаль: Но она была поднята в негативном смысле. Там было ему прямо и откровенно сказано, тебе ничего не светит, прямым текстом, здесь может быть только славянин.
В стране, которая сформирована Сталиным?
Джемаль: Ну, это было когда-то. У них есть уже такой хороший отрицательный опыт, то есть Гейдар Алиев прямо говорил в последующие времена, что если бы он пришел на пост Генерального секретаря, то Советский Союз продолжал бы существовать. Это первое. Второе, это то, что Гейдар Алиев это не просто кавказец, не просто представитель Южного Кавказа, он еще и мусульманин. Третье, это был новый опыт. Правда, был Андропов, но Андропов был очень недолго, и его убрали. Но пришел бы очень серьезный тяжеловес из недр КГБ, а в рамках Советского Союза всегда существовала дикая, жесткая борьба между силовиками и партией. Это всегда были весы, то есть пришел бы мусульманин, силовик, кавказец.