Диктат головы
Диктат головы
В глубокой древности неким подобием идеологии обладали лишь легендарные герои. Только они поднимались до статуса отдельных субъектов, противостоящих мирозданию, и должны были оправдать эту отдельность и тот вызов, который они бросали року. Остальные же люди были погружены без рефлексии в непосредственную социальность: самосознание всего общества было самосознанием каждого отдельного человека и находило свое оправдание в Метафизике Вечного.
Настоящая идеология появляется с кризисов этой абсолютистской метафизики. Когда на место легендарного героя приходит герой в более современном значении слова — участник некоего процесса, обладающий собственной ролью. Первым идеологом и одновременно героем в таком новом значении стал Сократ. С него начинается рефлексия по поводу противостояния личности обществу.
Обособленная личность начинает воспринимать социальную среду как враждебное окружение или как бессмысленнее время. Одновременно с этим возникает потребность в оправдании вовлеченности человека в общность, этического моста между личностью и обществом.
Задача идеологии с самого начала заключается в том, чтобы снять конфликт (в перспективе доходящий до фундаментальной онтологической вражды) между смертным индивидом и кажущимся бессмертным человеческим пространством.
По мере все большей мобилизации человеческих ресурсов и вовлечении их в структуру полиса идеология становится не только способом «призыва под знамена» отдельных индивидуумов, но и формой самооправдания данной конкретной общности (или общества в целом) перед лицом времени-Истории. Чем более динамичным становится социум, тем в большей степени он осознает свою историчность. Это означает одновременно, что каждое конкретное общество конечно и приходящее, и что оно, с другой стороны, должно оправдать свое существование пред лицом того, что называется «всемирной историей». Так возникает идеология как модернистский проект.
Оправдание смысла, как первичный импульс идеологии, есть инвариант учения о спасении. Поэтому идеология есть измененная форма существования религиозного сознания. В этом плане любая идеология антиметафизична, потому что в терминах метафизики «смысл» не имеет места.
Исторический рассвет идеологии наступил с выходом монотеизма на мировую сцену, что повлекло крушение традиционного «гармоничного» мира, не нуждавшегося в идее «спасения».
Сегодня идеология превратилась в прикладную теодицею или оправдание любого феномена (государства, партии, фирмы, бренда и т. п.) перед лицом времени, которое в эпоху постмодерна перестает быть историей и превращается в синоним бессмысленности. Таким образом, нынешнее общество возвращается к скрытой панрелигиозности, пронизывающей обыденную жизнь не меньше, чем в эпоху поздней античности.
27 ноября 2007 г.