Интервью Гейдара Джемаля сайту MEAST. RU

10 марта 2007

10 марта 2007 г. корреспонденты meast. ru Антон Жданов и Али Мухиэддин провели беседу с известным философом и общественным деятелем, председателем Исламского комитета Гейдаром Джемалем. Среди большого количества сюжетов, которые были затронуты в ходе многочасовой беседы, мы хотели бы выделить вопросы, связанные с актуальными проблемами современного Ближнего Востока.

meast. ru: «Иранский проект» — существует ли он в виде программы и в чем его основные принципы.

Гейдар Джемаль: Cуществуют по крайней мере три «иранских проекта», которые исходят от принципиально различных сил:
Проект № 1 (последовательность здесь условна) — это проект Великобритании, ориентированный на ликвидацию проамериканского режима Пехлеви с восстановлением непосредственного британского влияния через шиитское духовенство, традиционно связанное с клубом английской аристократии. Следует отметить, что британский правящий дом и близкие к нему аристократические круги всегда поддерживали верхушку шиитского клерикализма (см. судьбу иракских аятолл в их противостоянии с американской марионеткой С. Хусейном), близкую к ней хашимитскую ветвь арабской монархической знати, а также суфийские ордена, шейхи которых всегда имели доступ к представителям британской элиты.

Проектом № 2 является собственно проект Имама Хомейни. Если первый был озаглавлен «Свержение проамериканской династии Пехлеви», то второй назывался «Исламская революция». Суть этого проекта состояла в том, чтобы на фоне зрелищного взятия власти в такой большой стране как Иран мусульманским духовенством повысить авторитет шиизма в исламском мире, создать условия для масштабного диалога между шиитами и суннитами и, в конечном счете, осуществить ряд исламских революций под эгидой Ирана. Ближайший к этому направлению разработкой стала победа Ихван аль-муслимин в Судане в самом конце 80-ых (д-р Тураби), а также политический успех алжирского фронта спасения, демократическое шествие которого к власти было остановлено переворотом военной хунты.

Наконец проект № 3, действующий приблизительно с 1986 года и окончательно вошедший в силу после смерти Хомейни. Это проект конформистской прозападной части иранского духовенства, которая спасалась от шаха в американской эмиграции, преподавая ислам в американских университетах, и которая стала активно возвращаться и занимать посты в Иране после 1985 года. Его можно озаглавить «Иран — региональная сверхдержава, сдерживающая мировую исламскую улицу в интересах Запада». Инициаторы этого третьего проекта порвали с наследием Хомейни и играют на обострение отношений между шиитами и суннитами, стремясь законсервировать клерикальный режим в Иране по образцу и опыту послесталинского и брежневского СССР.

meast. ru: В чем секрет серьезных метаморфоз в иранском обществе? В 70-е гг. Иран одно из самых прозападных государств на БВ, потом в 1979 — революция, начало 21 в. , кажется победили умеренные силы в иранском обществе (президент Хатами) — и вот приход Ахмадинеджада и снова подъем революционных идей, новая конфронтация с Западом.

Г. Д.: Иран не был в 70-ые годы прозападным государством; Шах и поддерживавшая его верхушка были проамериканскими и произральскими, но они находились в глубоком отторжении от иранского общества, что и проявилось в самом факте революции. Хатеми и Ахмадинеджад — это символические фигуры, разыгрываемые клерикальным истеблишментом в сложном многоходовом торге, который ведется параллельно с «мировой общественностью» и с иранским обществом. Ахмадинеджад отвечает антиклерикальным чаяниям радикально настроенных мусульман снизу, в то время как Хатеми отвечал либеральным запросам реформистов, но при этом преподносил их в своем лице под клерикальным брендом. Таким образом ни та ни другая части иранского общества не получают в полной мере того, что бы они хотели, и тем самым их инициатива остается парализованной. Особенно это хорошо иллюстрировал Хатеми, ставший знаменем реформаторов, которых он просто водил за нос, обращаясь к ним чуть не с подрывными речами при абсолютнейшей лояльности «рахбару» (т. е. Хаменеи)!

Разумеется военная угроза США — подарок клерикалам. И если она будет реализована, у них появляется серьезный шанс продлить свое господство по крайней мере на 10-15 лет. В противном случае Иран ждали бы мощные потрясения в первую очередь со стороны 30-миллионного южно-азербайджанского народа.

meast. ru: К каким геополитическим последствиям в регионе приведет распад Ирака?

Г. Д.: Если речь действительно идет об Ираке, то главным следствием его распада будет появление Курдистана, что конечно же резко увеличит нестабильность в Иране и Турции. Возможно, это даже приведет к антикурдскому союзу между Тегераном и Анкарой.

meast. ru: Возможен ли на Ваш взгляд вариант силового решения конфликта между Ираном и США?

Г. Д.: Нападение США на Иран практически неотвратимо с точки зрения выживания Буша и его команды. Напав на Иран, они получают возможность начать серию антиконституционных мероприятий внутри самих США (цезаризм). Если же они блефуют, демократы сметут их и, вполне возможно, Буша ждет уголовная ответственность за военные преступления в Ираке и Афганистане.

10 марта 2007 г.