«...это вопрос веры»

01 февраля 2000

Интервью «ЭЛЕМЕНТОВ» с лидером исламской партии возрождения (ИПВ) — амиром Ахмад-кады АКТАЕВЫМ и членом Исполкома ИПВ Гейдаром ДЖЕМАЛЕМ.

«Элементы». В течение последних лет в России идет скрытое по своим форме, но явное по сути нагнетание подозрительности и опасений в отношении ислама. Конечно, с экрана телевизора никто так прямо не говорит. Но мы знаем, что существуют и другие методы. Результат: многие, чье понимание политических процессов находится на уровне простейших схемо-образов, твердят: «Ислам — это опасно для русских».

Каково в действительности отношение к русским?

Ахмад-кады Актаев. Да, мы знаем о существовании такой идеологической тенденции: русские объявляются носителями атеизма, мусульмане — его жертвами.

Всякому же, кто разбирается в религии, известно, что русские — один из самых религиозных народов. Даже многие «светские» понятия носят в России религиозный характер.

У православия, которое является «христианством восточного направления», очень много точек соприкосновения с исламом. История многовекового взаимодействия двух наших конфессий показывает, что такое общение с обеих сторон всегда носило позитивный, взаимообогащающий характер.

Сейчас — время диалога и сотрудничества. И православие, и ислам в равной мере ощущают необходимость в противостоянии американизму и наступлению навязываемого им, странам с традиционными укладами, «нового мирового порядка».

Эл. Еще одно расхожее утверждение. О крайнем национализме, якобы свойственном мусульманским народам.

А. — к. А. Между исламом и национализмом — крайнее противоречие. Ислам не допускает доминирование одной нации. Пророк сказал: «Нет разницы между арабом и не арабом, кроме богобоязненности».

Гейдар Джемаль. Национализм — вообще термин неточный. Нация — это не этнос, а духовное объединение этносов, этнических групп; каждая из них со своим лицом. В исламе же, за 1400 лет его существования ни одна нация не потерялась, не исчезла.

Эл. Продолжим о пропагандистских клише. Печать, радио и телевидение подают материалы таким странным образом, что получается: «фундаментализм» и «экстремизм» — чуть ли не слова-синонимы. И в то же время — вы это знаете — можно остановить любого прохожего, скажем, в Москве, спросить, что такое фундаментализм, и он не сможет внятно ответить...

А. — к. А. Образ фундаменталистов, такой, о котором вы сказали, создается намеренно, — в этом нет сомнений. Фундаментализм — это не вопрос борьбы, не вопрос территории. Но именно территориальная подоплека присутствует в той кампании, что ведется против фундаментализма. В чем суть? Согласно Корану, город Иерусалим — третья святыня ислама. Именно в Иерусалиме находится мечеть Аль-Акса, от священного значения которой не может отказаться ни один истинный мусульманин. Именно отношением к этому вопросу и определяется фундаментализм: это вопрос веры. Запад же, в первую очередь США, обеспокоен прежде всего судьбой Израиля, тем, как бы не пришли к власти истинные мусульмане.

Эл. Солидарны ли вы с алжирскими фундаменталистами, которые находятся в жестком противостоянии со светской властью?

А. — к. А. Да. Они приняли «условия игры» и победили в ней честным, демократическим путем, как и подобает истинным мусульманам. И если бы светская власть была столь же честна, она признала бы итоги выборов и свое поражение. Однако вместо этого она нарушила свои же порядки и стала на путь репрессий.

Эл. Лидер французских националистов Ле Пэн, который был известен своими антиисламскими выпадами, выступил в поддержку алжирских фундаменталистов. Вас это не удивило?

А. — к. А. В сознании европейских лидеров, противостоящих, как и мы, мондиализму и «новому мировому порядку» происходят эволюционные изменения. И Ле Пэн прекрасно понимает, что истинные интересы Франции находятся в противоречии с интересами мондиалистов, поддержавших репрессии светской власти в Алжире.

Эл. Совершенно очевидно, что мы не случайно раз за разом вынуждены говорить о «новом мировом порядке», мондиализме и сопротивлении ему. Отдельные очаги сопротивления существуют и в исламской среде, и в православной. Возможен ли геополитический альянс между исламским фундаментализмом и неисламскими, пусть даже атеистическими группировками, противостоящими мондиализму?

Г. Д. Он не только возможен, но и необходим. В идеале нужно создание некоего антимондиалистского Конгресса. Наряду с исламскими фундаменталистами в него могли бы войти те деятели Евразии, которые, не будучи мусульманами, принципиально стоят на антимондиалистской, антиамериканской позиции, считая, что американизм является абсолютной духовной опасностью. Он несет тотальное растление и уничтожение ценностей.

Эл. Антимондиалистские силы уже переосмыслили коммунизм и национал-коммунизм. Возможен ли альянс между переродившимся национал-коммунизмом и исламскими фундаменталистами в Средней Азии?

Г. Д. Национал-коммунисты в республиках — верные лакеи Запада, как показывает опыт правления Каримова, Акаева, Назарбаева. Это люди, которые заинтересованы прежде всего в том, чтобы побыстрее и подороже продать свои республики, свои ресурсы и влиться в «новый мировой порядок». Их национал-коммунизм не носит антиамериканского патриотического характера.

Эл. Ваше отношение к Джахару Дудаеву?

Г. Д. Его прошлое далеко от того, чтобы заподозрить его в фундаментализме. К тому же, в Чечне у него нет глубоких родовых корней, он не может опереться на традиционные родовые структуры. Видимо, он выполняет на Северном Кавказе провокационную роль, ибо ситуация в Чечне такова, что может стать почвой для гражданской войны в этом регионе...

Эл. Если произойдет восстановление СССР или государства немарксистского типа, но в прежних границах, государства, противостоящего Западу и отстаивающего свое геополитическое простаранство, каково будет ваше отношение к этому? И еще один вопрос: считаете ли вы желательным православно-мусульманский геополитический союз? Разумеется, речь не идет о конфессиональном смешении.

Г. Д. Мы — за восстановление страны и за прочный православно-мусульманский союз.

А. — к. А. Добавлю к этому, что объективно СССР всегда был на стороне мусульман, в частности, арабов. И сионистское движение, и Запад видели в нем реальную угрозу для Израиля. Такую же угрозу они видели и в усилении мусульманского влияния, и в самом существовании мусульманского населения.

Очевидно, что именно сионизм и Запад были заинтересованы в развале СССР...

Эл. Вы считаете, что СССР защищал мечеть Аль-Акса?

А. — к. А. Да. Желая того или нет. Геополитически интересы ислама и СССР совпадали.

«Элементы» № 1, М., 2000